Авиация на Алтае в 20-х годах

Sep 01, 2015 13:00

Оригинал взят у aeroaltay в Авиация на Алтае в 20-х годах
В 1923 г. в Советской Республике началась агитационная компания по сбору средств на строительство Красного Воздушного Флота. На Алтае этим занималось Общество друзей Красного воздушного флота, которому было присвоено название «Алт гублет».



Для того, чтобы активизировать сборы обратились в Новониколаевск (Новосибирск) с просьбой продемонстрировать настоящий самолет.

Аэроплан системы «Юнкерс», носивший название «Сибревком» (Сибирский революционный комитет), прибыл в Барнаул 12 октября в 5 часов 35 минут. На месте посадки при большом стечении народа состоялся митинг, на котором выступили представители Сибревкома Брыков и Павлунский, командующий войсками Западно-Сибирского военного округа Петин, член Реввоенсовета Сибири Перепечко, инспектор по изысканию и оборудованию аэродромов Волковойнов и летчик Лозовский. В завершении митинга  жителям Алтая пообещали, что уже с весны 1924 г. будет действовать воздушная линия Бийск - Барнаул - Новониколаевск.



13 октября «Сибревком» отправился в обратный путь по маршруту Новониколаевск - Красноярск - Иркутск. К весне 1924 г. на «трудовые гроши» рабочих и крестьян Сибири были построены и сданы в боевые эскадрильи 3 самолета: «Красная Сибирячка», «Комсомолец Сибири» и «Сибирский рабочий». 21 июля 1925 г. «Сибревком» вновь прилетел в Барнаул.

На следующий день аэроплан отправился в агитполет по маршруту Бийск - Улала (Горно-Алтайск) - Чемал. В Бийске «Сибревком» совершал круговые полеты над городом. Около восьмидесяти человек, в том числе четверо крестьян, одному из которых было 102 года, впервые поднялись в небо.

«К сожалению, - писал в своем отчете секретарь Губавиахима Чебыкин, - население так было поражено и заинтересовано, что почти не подчинялось указаниям распорядителей и все время держалось около самолета при его спусках и взлетах». Некоторые из любопытных бийчан получили травмы. В Барнаул «Сибревком» вернулся только 4 августа. В Чемале при взлете аэроплан напоролся на острый камень, повредил шасси, колесо и пропеллер. Пришлось простоять в ремонте несколько дней.


4-5 августа «Сибревком» дарил барнаульцам «воздушные Октябрины». Их итог: 24 круговых полета, 77 счастливых пассажиров, свыше 5000 зрителей. Летчик Иеске, отмечая большой интерес жителей Сибири к полету "Сибревкома", признался: «Особенно повышенный интерес мы наблюдаем в Алтайской губернии, здесь население прямо-таки увлекается самолетом и оказывает нам самый радушный прием».

1 января 1926 г. в газете «Красный Алтай» появилось объявление: «Секретарь Авиахима Чебыкин выехал в город Томск за получением английского самолета «Сопвич», который предназначается для Барнаульского округа».

12 февраля самолет приземлился на барнаульском аэродроме. Самолетом управлял пилот Фадеев. Расстояние от Новосибирска до Барнаула «Сопвич» (Sopwith) преодолел за 1 час 30 минут.



До весны «Сопвичу» предстояло выполнять агитационные полеты по тем деревням и районам, которые дали Барнаульскому Окравиахиму планы своих посадочных площадок. Весной и летом планировалось производить работы по фотографической съемке полей и лесов и по борьбе с вредителями сельского хозяйства.

Перед рабочими и крестьянами Барнаульского округа (а именно для него в первую очередь был приобретен самолет) поставили серьезнейшую задачу: «Продолжать с прежней настойчивостью и энергией дело помощи Красному Воздушному Флоту, дабы, объединившись в организации Авиахима, в течение ближайших лет покрыть территорию Барнаульского округа сетью воздушных сообщений, на которых будут стоять мощные пассажирские самолеты, рассчитанные для подъема 6-8 человек пассажиров».

14 марта 1926 г. самолет «Сопвич» вылетел для проведения круговых полетов в село Павловское, куда он благополучно и прибыл через 20 минут полета, спустившись на приготовленную павловцами посадочную площадку на пруду.

Встречать самолет вышло все село, людей собралось настолько много, что под их тяжестью трещал лед. После традиционного митинга открылись полеты. Сделав три посадки, экипаж приготовился в обратный путь, в Барнаул, но потерпел крушение при взлете. Только счастливая случайность спасла пилота и механика от верной гибели. Авария «Сопвича» нанесла серьезный удар по авиационной агиткампании на Алтае.



Необходимо было вернуть доверие людей к авиации. 1 апреля 1926 года "Красный Алтай" опубликовал статью Д. Шамшурина «Построим новый самолет!» «Крушение «Сопвича» не первый случай в жизни авиации. Возможно, и не последний. Но должны ли мы падать духом? Конечно, нет. Приобретем же новую машину, которая могла бы помериться с воздушной стихией, которая помогла бы учащенно вертеться всем винтикам нашей общественности».



Полная версия статьи размещена на сайте Алтайской библиотеки им. Шишкова.

САМОЛЕТЫ, АВИАЦИЯ, ТРАНСПОРТ, ZAVODFOTO из ЖЖ, ИСТОРИЯ КОМПАНИЙ В ФОТОГРАФИЯХ

Previous post Next post
Up