На Чебоксарской ГЭС проекты модернизации - один масштабнее другого. Хотя станция самая молодая на Волге - ей всего 33 года, оборудование устаревает. Причем, не только физически, но и морально. В 60-70-х годах оно считалось самым передовым. Гидроагрегаты Чебоксарской ГЭС были тогда одними из крупнейших не только в СССР, но и в мире: диаметр рабочего колеса турбины - 10 метров, а вес каждого гидроагрегата в полной сборке - более двух тысяч тонн.
Но главной особенностью гидротурбин были даже не уникальные для своего времени размеры.
Гордость Чебоксарской ГЭС - экологически чистые турбины, одни из первых в мире. По замыслу проектировщиков, их 22-тонные лопасти должны менять угол разворота, чтобы оптимально использовать энергию потока воды при разном напоре (а он на Волге меняется в зависимости от сезона и наполнения водохранилищ). При этом в механизме вращения лопастей масло не используется - так исключается даже гипотетическая возможность его попадания в волжскую воду.
Однако конструкторы, создавшие экологические гидротурбины, опередили свое время - не было на тот момент материалов, которые позволили бы узлам трения работать как задумано. Пришлось зафиксировать лопасти под углом 17 градусов - перевести из поворотно-лопастного режима работы в пропеллерный. А это потеря мощности каждой из турбин, примерно шесть процентов. К тому же Чебоксарская ГЭС из-за непроектной отметки водохранилища (63 м вместо 68) и так имеет среднюю по году рабочую мощность 450 МВт вместо проектных 1404 МВТ.
Но прогресс не стоит на месте. В 2006 году инженеры завода «Силовые машины» из Санкт-Петербурга, изготовившего турбины для Чебоксарской ГЭС, предложили новые материалы для механизмов трения рабочих колес, чтобы их лопасти вновь могли разворачиваться. С тех пор завод-изготовитель реконструировал уже 7 из 18 станционных машин, еще на двух эти работы в самом разгаре. А к 2025 году планируется восстановить поворотно-лопастной режим работы на всех турбинах Чебоксарской ГЭС, тем самым прибавив мощности каждой из турбин - около шести процентов.
Завод, на котором проводят эти сложные операции на «сердцах» Чебоксарской ГЭС - турбинах, отделяет от гидростанции расстояние в полторы тысячи километров. Поэтому доставка крупногабаритных, тяжеловесных деталей и узлов и турбин - не менее ответственное дело, чем сама реконструкция. После демонтажа их везут в Санкт-Петербург по железной дороге (особенно впечатляют лопасти на открытых платформах - они похожи на гребни динозавров) и автотранспортом.
Самую крупную деталь турбины - 70-тонный корпус рабочего колеса перевозят на специальном трейлере. Под его капотом - 600 лошадиных сил. Особо строгие требования - к креплению груза.
Маршрут согласован с ГИБДД. Скорость - не выше 40 км/ч. Еще одно обязательное требование - сопровождение автомобилем прикрытия со спецсигналами. И если на легковой машине от Новочебоксарска до Питера можно доехать за сутки, то автоперевозка каждого рабочего колеса чебоксарских турбин занимает четыре дня. А после реконструкции все детали и узлы ждет возвращение на Чебоксарскую ГЭС, сборка, испытания и новая работа - уже в оптимальном режиме.
И за всем этим стоит труд настоящих профессионалов - конструкторов, инженеров, слесарей, монтажников, крановщиков, стропальщиков, водителей. Людей, благодаря которым идет в каждый дом чистая энергия.
Источник Фотопроект «Люди света», посвященный десятилетию компании ОАО «РусГидро», рассказывает о самых интересных событиях, историях, а главное людях компании, приносящих своим трудом всем нам СВЕТ. Лучшие отечественные фотожурналисты отправлялись в разные концы России, от Камчатки до Северного Кавказа, чтобы мы смогли увидеть лица этих людей, узнать об их жизни и труде.