Оригинал взят у
nucl0id в
Белоярская АЭС. Необычная экскурсия на первую очередь станции.Вчера в очередной раз побывал на Белоярской АЭС. Это была очередная поездка членов пресс-клуба "Чистая Энергия", созданного совместно Росатомом и Союзом журналистов Свердловской области в декабре прошлого года и в котором я состою. Это уже третья или четвертая моя поездка на БАЭС за последние полтора-два года (ссылки на прошлые отчеты
раз,
два), но ранее они были посвящены осмотру современной гордости БАЭС - реакторов БН-600 или строящегося реактора БН-800. В этот же раз мы осмотрели не менее интересную часть станции, вдали от которой лежат традиционные экскурсионные маршруты. Ее не показывали еще никому из журналистов и экскурсантов - первую очередь БАЭС, состоящую из двух остановленных реакторов АМБ-100 и АМБ-200 и находящуюся в стадии выводы из эксплуатации. Увидели мы помещение контроля за радиационной обстановкой на первой очереди, БЩУ (блочные щиты управления) обоих энергоблоков, а так же подземный защищенный пункт управления противоаварийным действиями БАЭС. Но кое-чего нам так и не показали. Обо всем этом, а так же о хранилище ОЯТ первой очереди, в этом посте.
Полный фоторепортаж из 107 фотографий можно посмотреть тут -
Белоярская АЭС БЩУ АМБ-200
А фотоотчет из 35 фотографий, двух видеороликов и некоторого количества комментариев - под катом.
1. На рекламных буклетах и перед лицом посетителей Белоярская АЭС предстает вот в таком виде. Это и есть здание первой очереди БАЭС, именно в нем и находятся первые два реактора. А знаменитый БН-600 стоит в отдельном здании за этим. Подробнее расположение блоков я писал в
этом посте.
2. По этому детскому макету станции, расположенному в ЦОИ БАЭС, можно примерно представить расположение помещений в первой очереди станции.
3. Тут же в холле ЦОИ расположен макет реактора АМБ (качество макета не позволяет определить особенности первого и второго реактора так что он справедлив для них обоих)
Реакторы АМБ (Атом Мирный Большой) - уран-графитовые, канальные, одноконтурные, кипящие, с перегревом пара непосредственно в активной зоне. По сути эти реакторы являлись дальнейшим мирным развитием советских промышленных реакторов для наработки оружейного плутония и прототипом еще более мощных энергетических реакторов РБМК. АМБ-100 электрической мощностью 100 МВт был пущен в 1964 году, АМБ-200 электрической мощностью 200 МВт - в 1967-м. Остановлены реакторы в 1981-м и 1989-м, отработав, соответственно, 17 и 22 года. В настоящее время топливо из реакторов выгружено в пристанционное хранилище, сами реакторы находятся в стадии вывода из эксплуатации. Но хоть реакторы и не вырабатывают электроэнергию, на них тем не менее присутствует персонал, проводит работы по выводу оборудования из эксплуатации, контролирует состояние блоком и хранилища ОЯТ. К тому же часть оборудование блоков до сих пор используется - теплофикационное оборудование в машзале первой очереди, например, используется для распределения тепла от БН-600 на собственные нужды станции на промплощадке и на отопление города Заречного.
4. Это блочный щит управления (БЩУ) реактором АБМ-100 - вид с места оператора реактора. Ранее сюда не водили экскурсии. Множество приборов уже опечатано и заклеено табличками "выведено из эксплуатации". Постоянно присутствующего персонала тут нет.
5. БЩУ. За пультом всего два места. Ближе к нам - место оператора реактора, дальше - оператора турбинной установки. На современных АЭС (включая БН-600) на БЩУ сидит около десятка человек...
6. Алексей
sokhovich за пультом:)
7. Управление стержнями регулирования.
8. Справа "красная кнопка" - кнопка экстренного глушения реактора, при нажатии которой происходит сброс в активную зону стержней аварийной защиты.
9. Фрагменты БЩУ
10. Из эксплуатации выведено.
11. А это уже БЩУ второго реактора - АМБ-200. Тут сидит персонал. Как я понял, потому что именно с этого БЩУ управляется и контролируется то что еще используется на первой очереди.
12. Радиационный фон на БЩУ. 15 мкР/ч (0,015 мкЗв/ч) - как в Екатеринбурге.
13. Здесь "красная" кнопка именно красная.
14. Сидеть тут явно скучнее чем на действующем блоке.
15. Веяние времени
16. Отправляемся в машзал.
17. В транспортном коридоре. По рельсам вверху транспортируется крупногабаритное оборудование. Свет в конце тоннеля - машзал.
18. Машзал первой очереди, общий для АМБ-100 и АМБ-200. Тут по три турбины и генератора мощностью по 100 МВт - один комплект для АМБ-100, два для АМБ-200. Зал внешне очень похож на машзал
второй очереди с БН-600. Только в последнем три турбины мощностью по 200 МВт. Нумерация турбогенераторов на обеих очередях сквозная: 1-3 - на первой очереди, 4-6 - на второй.
Именно в этом машзале произошла, пожалуй, самая масштабная авария на БАЭС. Морозной ночью 31 декабря 1978 года тут произошел пожар, приведший из-за сильной разницы температур внутри и снаружи здания к обрушению крыши. Обвал произошел в районе второго турбогенератора. Основное оборудование не пострадало, выхода радиации не было, хотя сам по себе пар в турбинах слаборадиоактивен (первая очередь же одноконтурная). Город готовили к эвакуации, но не из-за радиационной угрозы, а из-за вероятности замораживания города - он же отапливался от БАЭС.
19. Ленин во всю высоту машзала.
20. Вот именно эти баки и трубопроводы еще используется для отопления станции и города.
21. Так же мы побывали в помещении контроля за радиационной обстановкой на первой очереди, которое находится рядом с БЩУ обоих реакторов. Сюда выведены показания приборов со всей первой очереди. Часть из них уже выведена из эксплуатации, но часть по прежнему следит на состоянием реакторов и хранилища ОЯТ.
22. Схемы уровней и помещений станции. Табличек выведено из эксплуатации нет, лампочки не горят - все ок.
23. Интересные приборы. Какие-то комбинированные дозиметры. Как я понимаю, это что-то типа ручного телефонного коммутатора, только тут подсоединив ручками провод от индикатора к отдельным подписанным разъемам можно получить информацию об уровне фона в том или ином помещении.
24. Есть и такие аппараты. Контроль выбросов.
25. Но на большей части приборов имеются наклейки "выведено из эксплуатации".
26. На выходе из "грязной" зоны нас и наши фотоаппараты проверили на загрязнения. Радиометр, замеряющий поток бета-частиц, показал, что превышения нормы нет, т.е. никто никуда не вляпался и может спать спокойно. У сопровождавших нас сотрудников станции были и индивидуальные дозиметры. В конце часовой прогулки по первой очереди они показывали ноль как и в ее начале.
27. После выхода из здания первой очереди мы направились в подземный защищенный пункт управления противоаварийным действиями БАЭС. Это не запасной пульт управления реактором - тут только средства связи. В случае аварии сюда спускается административное руководство станции. Тут должно было состояться общение с директором станции и доклады специалистов по проблеме обращения с отработанным топливом. На фото вход в "бункер".
28. Двери. На одном входе таких три штуки.
29. Приборы радиационного контроля.
30. Главное помещение "бункера" с кучей телефонов и табличкой с должностью и фамилией у каждого кресла - каждый в случае ЧП садится на свое место перед своими телефонами.
31. Директор Белоярской АЭС Баканов Михаил Васильевич.
32. Презентация на тему транспортировки ОЯТ из пристанционного хранилища (видео есть в конце поста)
Главной темой и поездки было знакомство с первой очередью БАЭС. Объясню почему это круто и важно. Дело в том, что из всех российских АЭС в настоящее время выводятся или ждут подготовки к выводу из эксплуатации лишь реакторы АМБ на БАЭС и два первых блока Нововоронежской АЭС. Поэтому БАЭС как самая старая АЭС промышленной мощности не только была кузницей кадров для нашей атомной отрасли и ее специалисты участвовали в пуске почти всех АЭС в России, но теперь наши же баэсовци накапливают опыт вывода блоков первой очереди из эксплуатации - он очень пригодится нам уже в ближайшее время.
В настоящее время наиболее серьезным объектом (со многих точек зрения, но в данном случае я говорю о потенциальной радиационной опасности) первой очереди являются даже не реакторы (топлива в них нет) а хранилище отработанного топлива. Первая очередь находится в процессе подготовки к выводу из эксплуатации. Дело в том что топливо с первых двух ректоров полностью выгружено и большая его часть хранится в пристанционное хранилище. Пока оно не будет вывезено со станции нельзя приступать к выводу блоков из эксплуатации. Дело в том что топливо АМБ довольно необычное (один лишь факт - длина топливных сборок более 13 метров!) и на комбинате Маяк в Челябинской области, куда его будут вывозить, до сих пор не сделана технологическая линия по его переработке. Хотя на самом деле долгое время не могли принять решение о том что делать с этим топливом - перерабатывать и ли хранить. Решено перерабатывать. Линию на Маяке делают. А на БАЭС полным ходом идет подготовка к вывозу топлива. Разработан специальный транспортно упаковочный контейнер (ТУК) для транспортировки столь необычного топлива. В конце поста приведена 3D-анимация процесса загрузки в него топлива со станции.
Помня о своем физтеховском образовании и редкой возможности пообщаться со спецами по АМБ я успел кое-что расспросить о реакторах и топливе. По реакторам. Особенность реакторов в том что теплоноситель не проходит АЗ насквозь сверху вниз как в РБМК, а и входит и выходит сверху, разворачиваясь внизу реактора. Стержни аварийной защиты опускаются (падают) в АЗ сверху, а регулирующие стержни заходят в АЗ снизу. По топливу. Поскольку реакторы первой очереди были во много экспериментальными, в хранилище находится около 40 разных типов ТВС, побывавших в реакторах за долгое время их эксплуатации. Большая часть из хранящихся ТВС состоит из 5 или 6 твэлов (тепловыделяющие элементы - трубки с таблеточным топливом), имеет рабочую часть (ту что находится в активной зоне реактора во время облучения) длиной около 6 метров и 3-4 метровые графитовые концы. В хранилище ТВС сблокированы в кассеты по 17 и по 35 штук. Кассеты примерно одних габаритов за счет разной плотности упаковки ТВС. ТУК рассчитан на загрузку одной кассеты либо с 17 либо с 35 ТВС. Всего в хранилище находится около 5000 тепловыделяющих сборок (ТВС) или 249 кассет. ТУКи будут грузиться в специальные железнодорожные вагоны и отправляться на Маяк эшелонами по 6 штук. Один ТУК можно загрузить за сутки. Всего стоит задача вывезди все топливо за 5 лет. Но сначало будет переработано топливо уже перевезенное на Маяк в советские времена - речь идет об около 2000 ТВС. Одним словом, вывозить топливо из хранилища БАЭС начнут лишь через несколько лет.
Очень жаль что и о реакторах и о топливе приходилось лишь слушать и расспрашивать, но не видеть. По непонятным причинам нам не довелось посмотреть на реакторный зал и хранилище топлива, хотя изначально в программе поездки они были. Это серьезное, но единственное разочарование от поездки. В остальном я более чем доволен и очень благодарен организаторам. Показать то что до тебя еще никому не показывали - это круто.
PS: Ну и уже традиционно поездка на БАЭС завершилась обедом в столовой, в которой висят фотографии со стройки БН-800. Вот некоторые из них:
33. Стройка БН-800.
34. Стройка БН-800.
35. Стройка БН-800.
PPS: Пара видеофайлов полученных на станции (за заливку их на YouTube спасибо Алексею Соховичу-Канаровскому
sokhovich):
Советский пленочный фильм о строительстве первой очереди БАЭС
Click to view
3D-анимация разрабатываемого процесса по выгрузке и упаковке ОЯТ в транспортный контейнер для отправки со станции.
Click to view
PPS: Полный фоторепортаж из 107 фото можно увидеть тут -
Белоярская АЭС Продаются ДОМЕНЫ предприятий Свердловской области:
http://zavodfoto.livejournal.com/120537.html