История энергоснабжения Ленинграда во время блокады - одновременно и героическая, и очень специфичная с технической точки зрения. Блокадное кольцо, замкнувшееся вокруг города в сентябре 1941 года, имело лишь одну брешь - Ладожское озеро. По нему зимой 1941-1942 года шло снабжение города продовольствием и топливом - временная, как полагали военные, мера.
Главной целью было снятие блокады. Но в реальных условиях зимы 1941-1942 года стало очевидно, что на достижение этой главной цели нет ни людей, ни ресурсов. За осень и зиму противнику удалось создать глубоко эшелонированную оборону, прорвать которую было невозможно даже ценой огромных потерь - долгие и кровопролитные бои на Невском пятачке это доказали. Поэтому весной 1942 года руководство страны пришло к ясному пониманию: если освободить город от блокады пока невозможно, надо кардинально улучшить его снабжение, в том числе и энергией.
Инициатором создания кабеля жизни был, по воспоминаниям главного инженера Кабельных сетей Ленэнерго Александра Петровича Щеглова, уполномоченный Государственного Комитета Обороны СССР Алексей Николаевич Косыгин. В шестидесятые-семидесятые годы он шестнадцать лет занимал пост председателя Совета Министров СССР и прославился проведением экономических реформ в конце 60-х годов.
В начале марта Косыгин собрал в Смольном совещание по прокладке подводного кабеля с еще не восстановленной после эвакуации осенью 1941 года Волховской ГЭС. Первоначально планировалось проложить два кабеля напряжением 35 киловольт, однако оказалось, что имеющиеся у завода «Севкабель» ресурсы не позволяли выполнить эту задачу. Вместо двух кабелей по 35 киловольт решили проложить четыре кабеля сечением 3*120кв.мм по 10 киловольт. Каждый кабель бронировался стальной проволокой диаметром 4 мм.
Ленинградские кабельщики имели определенный опыт в прокладке таких кабелей и до войны (в том числе на расстоянии 11 км по дну Финского залива), но в условиях военного времени эта технология была очевидно неприменима. Главным ее недостатком была необходимость монтажа кабеля на судне уже после прокладки (проложенные фрагменты поднимались и соединялись при помощи специальных муфт), а это длительный и рискованный процесс.
Начальник строительства кабельных сетей Иван Ежов предложил смонтировать кабель на барже еще до его прокладки. Это сокращало время прокладки, но требовало очень слаженной работы и создавало массу технических сложностей. К 7 августа кабели были изготовлены заводом, и военный совет Ленинградского фронта принял решение о его скорейшей прокладке.
24 августа первые барабаны с кабелем прибыли на монтажную площадку. Работницы подавали кабель с площадки на баржу, где его принимали и раскладывали связисты, а затем монтировали специалисты «Ленэнерго». Первый кабель прокладывали в два приема - судно шло со скоростью 2-3 километра в час, при довольно сильном ветре и волнении. Длина подводной части кабеля оказалась равной 21,5 км, соответственно прокладка занимала 8-10 часов - то есть практически все темное время суток в конце августа.
Первые два кабеля были сданы в эксплуатацию 23 сентября 1942 года. Этот день считается днем прорыва энергетической блокады Ленинграда. Заработали не только два подводных кабеля, но и две трансформаторные подстанции - понижающая на восточном берегу и повышающая на западном. И еще два участка воздушной ЛЭП 60кВ - от ГЭС до понижающей подстанции и от повышающей подстанции до города.
30 сентября был включен третий, 4 октября - четвертый кабель. Однако предстояли еще многочисленные ремонты из-за проблем с изоляцией, ведь из-за отсутствия изоляционных материалов на «Севкабеле» изолировали кабель гознаковской бумагой. Водолазам приходилось часами искать кабель на глубине до 20 метров. Время их работы удалось сократить лишь благодаря специальному прибору, изобретенному и изготовленному специалистами Ленэнерго.
Но четвертый кабель не стал последним - было принято решение проложить еще один. К сожалению, при прокладке пятого кабеля в ночь с 29 по 30 октября корабли, занятые прокладкой, подверглись бомбардировки с восьми самолетов противника. Погибли пулеметчик и водолаз, смертельное ранение получил гидрограф, многие были ранены, пострадал и кабель. Но судно удалось спасти, и через пять дней отремонтированный пятый кабель был проложен и сдан в эксплуатацию. В квартирах ленинградцев впервые за время блокады появился свет.
Через два года, летом 1944, кабель был поднят из Ладожского озера. Ленинград к этому времени был освобожден от блокады, и энергия Волховской ГЭС стала поступать к нему по обычным ЛЭП. Но драгоценный «кабель жизни» по-прежнему в строю - его фрагменты проложены под Невским проспектом. И лишь несколько метров стали музейными экспонатами.
Источник