Колпино. Адмиралтейские Ижорские заводы.

Apr 27, 2015 12:00

Оригинал взят у babs71 в Колпино. Адмиралтейские Ижорские заводы.
Сегодня мне удалось осуществить свою давнюю мечту. В сотрудничестве с сообществом "Петербургский краевед" я смог организовать экскурсию в Колпино с посещением Адмиралтейских Ижорских заводов. Раньше я мог только любоваться их цехами с заводской плотины, а сегодня я смог попасть с фотоаппаратом за проходную. Поэтому предлагаю совершить виртуальную прогулку по их территории.
Начнем снаружи, со здания заводоуправления:




На фасаде остались следы шести орденов завода - пяти советских (два ордена Ленина, Октябрьской революции, Трудового красного знамени, Отечественной войны 1-й степени) и одного болгарского:


Часы были поставлены на башне перед Первой Мировой войной:






Главная проходная:








И вот мы за оградой:


Вид на плотину №2, замыкающая полукруглый водоотводной канал (она сейчас в ремонте):


Рядом стоит один из самых старых цехов - бывшая лесопилка:




Здесь когда-то находилось водяное колесо, вращавшее валы. Выщербины на граните, скорее всего, следы войны:


На противоположном берегу виднеется "огрызок" от тепловой электростанции:


Здание когда-то было симметричным, имело повышенную среднюю часть и два боковых крыла. Увы, но после войны осталось одно крыло и одна ось от средней части:


Если не путаю, это машиносборочный цех:


Вид через бассейн в сторону главной плотины. В центре - заводская ГЭС (1907-го года постройки), справа - литейный корпус (1853-го года), справа - корпус газгольдера (1848-1853 годы, по словам экскурсовода, коксовые батареи размещались в этом же здании):


Самая старая часть завода, построенная еще по проектам Гаскойна и Гесте:






Разводной мост:




Зеленое здание на противоположном берегу (если не путаю) - кузнечный цех:










Торец цепопробного цеха:




Литейный корпус недавно вылизали, и он смотрится очень нарядно:
















Подпорная стена плотины. С этой стороны цеха не сохранились:




Якорная кузница и круглое помещение для механического молота:








Электростанция:


От огромного окна сохранилась лишь малая часть:






Вид на разводной мост:








Цепопробный цех:




Газгольдер:








Мимо кузнечного цеха направляемся в "Дунькин переулок":


А с этой стороны от электростанции вдоль подпорной стены сохранились помещения мастерских:






А вот и переулок:








Аналогичные помещения мастерских в полуразрушенном состоянии (во время Блокады именно в таких цехах теплилась жизнь завода):








Вдоль кузнечного цеха движемся от главной плотины:






Интересная клепаная рама окна:


Контрфорсы внушают:




Снова разводной мост:








Взгляд назад, к плотине:




Тепловая электростанция:








На этом мысу когда-то стояли эллинги:






Машиносборочный цех:








На плитах вдоль берега сохранились заводские клейма "АИЗ":


И год выпуска - 1866 (в центре - якорь, еще одно клеймо завода):




А вот плиты с более поздним клеймом - 1872:






Виднеется сталепрокатный цех, построенный в 1890-м году по проекту архитектора Мерца (в Питере он построил здание водонапорной башни, в которой сейчас находится Музей воды):


К содалению, большую часть фасада закрыли пристройкой:










Один фасад испорчен, но есть и второй. Направляемся к нему. Трубопрокатный цех (также постройка Мерца):




Детали сталепрокатного цеха:












А с противоположной стороны меня ждало чудо (сложно по другому описать этот витраж):


Даже не верится, что это всего лишь цех для выпуска бронеплит:


















Рядом цех, где была установлена первая мартеновская печь:


Цех закалки брони:




На обратном пути нам позволили заглянуть в цех, посмотреть на витраж изнутри. Прокатных станов здесь давно уже нет и цех используется как склад. Внутри он просто потрясает своими масштабами:






Крыша:


Очень интересная форма опор:




И снова трубопрокатный цех:




Возвращаемся к мосту:






Колеса, на которых вращалась разводная часть:






Вид с плотины №2 вниз:


И на город:


А вот фасад лесопильни. Позднее, когда надобность в лесопильне отпала, здесь разместилось производство латунных заготовок для снарядных гильз:






А рядом расположился гильзовый цех:


















Заводская лаборатория (построена перед ПМВ):




Фонтан советских времен:










Очень любопытная конструкция - "фахверковые сараи", тонкие кирпичные стены (кладка в один кирпич) на железном каркасе:






Заглядываем внутрь:


Очень интересной формы кирпичи (прямо таки плинфа):










Виднеется термозакалочный цех, построенный под судостроительную программу после Русско-Японской войны (тогда потребовалось вдвое нарастить выпуск брони):









Пристройка к нему тоже фахверковой конструкции:










Пожарная команда:


Замечательный котэ (прямо черная пантера):
















Водонапорная башня:








Слева бронезакалочный цех, за ним - бронеотделочный (именно в нем была сделана знаменитая фотография Буллы, на которой собирают броневики):




У завода было собственное кирпичное производство:




Бронезакалочный цех:










И снова бронеотделочный:




А этот цех был построен в 1920-е годы для производства алмазных буров для геологов:








Однако куда более известен он совсем другим. Вот его термический участок:


Именно здесь в 1942-м году производилась кремация павших защитников города и жителей Колпина. Позднее этот опыт распространили и на сам Ленинград, организовав крематорий на кирпичном заводе в Парке Победы.
А вот памятник на месте захоронения праха:













Мы всегда рады новым друзьям, добавляйтесь:


 


 
 


МАШИНОСТРОЕНИЕ, Ижорские заводы, Санкт-Петербург, ZAVODFOTO из ЖЖ

Previous post Next post
Up