Оригинал взят у
zorych в
На Чебоксарской ГЭС продолжается масштабная модернизацияНа прошлой неделе в рамках очередной школы энергетики, на Чебоксарской ГЭС побывали блогеры и журналисты. В этот раз нам рассказали о ходе реализации Программы комплексной модернизации (ПКМ) всех объектов ОАО «РусГидро», рассчитанная на 2012-2025 годы. В ходе нее будет заменено половина основного оборудования (154 турбины, 119 генераторов, 176 трансформаторов), другие составляющие гидроагрегатов будут также заменены либо модернизированы. Параллельно будет проводиться реконструкция самих гидротехнических сооружений. После выполнения ПКМ «РусГидро» рассчитывает увеличить экономическую эффективность, повысить номинальную мощность, улучшить безопасность и надежность работы ГЭС.
Компания изначально ориентировалась на закупку российского оборудования. В 2012-2015 годы было закуплено российских агрегатов и деталей на 30,9 млрд руб., импортных - на 27,8 млрд руб. В Саратовской области в настоящее время «РусГидро» и немецкая Voith Hydro начинают строительство завода «ВолгаГидро», которое будет специализироваться на изготовлении крупных узлов гидротурбин». В частности, там планируется производить турбины с S-образными лопастями, позволяющие рыбе проходить через ГЭС с минимальными последствиями.
Как и в других филиалах «РусГидро», на Чебоксарской ГЭС программа комплексной модернизации заработала несколько лет назад. Как сообщил главный инженер гидроэлектростанции Евгений Щегольков, к 2025 году будет полностью заменено оборудование, отслужившее нормативный срок эксплуатации. Чебоксарская ГЭС - самая молодая станция на Волге, но с 31 декабря 1980 года, когда был запущен первый гидроагрегат, прошло уже почти 35 лет.
Изначально на станции были установлены поворотно-лопастные турбины, но по ряду причин их пришлось перевести в пропеллерный режим работы. Сейчас турбины поочередно возвращаются на работе в поворотно-лопастном режиме. Данный режим позволяет менять меняют угол поворота лопастей в зависимости от нагрузки и напора, что позволяет получать больше электроэнергии при меньшем расходе воды. К настоящему времени реконструированы 7 из 18 гидротурбин. Процесс этот не быстрый, реконструкция происходит в Санкт-Петербурге на заводе «Силовые машины». Диаметр рабочего колеса турбины около 10 метров, вес гидроагрегата в сборке более двух тысяч тонн.
За последние десять лет на восьми роторах заменено железо обода, в прошлом году началась замена статоров. Уже смонтирован новый статор на втором гидроагрегате, ведутся работы на ГА № 10. Летом статоры будет заменены еще на двух гидроагрегаторах.
На всех гидроагрегатах в этом году поставят новую противоразгонную защиту, предназначенную для защиты ГА от повышенной частоты вращения. Вкупе с уже имеющимися узлами системы аварийной остановки, гидроагрегат теперь может экстренно остановиться даже при отсутствии электропитания.
Сейчас гидроагрегаты оснащаются элегазовыми выключателями швейцарского концерна АВВ, а также комплексами микропроцессорных электрических защит ООО НПП «Экра». Также будет заменено различное электротехнического оборудования: систем возбуждения, релейной защиты и генераторных выключателей.
А теперь давайте на фотографиях посмотрим, как на Чебоксарской ГЭС продвигается модернизация и замена оборудования.
Для начала предлагаю ознакомиться с устройством и работой турбины (видео предоставлено пресс-службой «Чебоксарская ГЭС»).
Click to view
1. Это наглядная схема гидроагрегата, чтобы было понятно о чем будет речь дальше.
2. Вот выглядит машинный зал. Красно-желтые объекты - это только вершина айсберга. Внутри "инопланетных штуковин" один из элементов системы возбуждения гидрогенератора: контактные кольца. Основная же часть системы возбуждения (система тиристорного возбуждения) можно увидеть на фото № 36
3. Эта массивная деталь - часть ротора. Весит, если не ошибаюсь, около 480 т.
4. Это начальная часть машинного зала. Здесь хранятся массивные детали во время ремонта. Напомню, что прямо по крыше машинного зала проходит автодорога "Вятка".
5. Это траверса - быстросъёмное грузозахватное приспособление, используемое на подъёмных кранах для работы с различными типами грузов.
6. Местные краны обладают грузоподъемностью несколько сотен тонн. Чтобы перенести ротор, задействуют сразу два крана.
7. Чтобы передвинуть такой ящик, нужно не меньше 50 блогеров. И в этом случае придется по 30 кг на человека
8. Тут работали комсомольцы и установили памятный знак. Надеюсь ни у какой новой власти не хватит духу убрать его из-за изображения Ленина
9. Снятая крышка маслоприемника...
10. ...А вот что скрывается под ней
11. Это статор. Статор неподвижен, а ротор крутится. За счет этого и вырабатывается электроэнергия. Диаметр статора больше полутора десятков метров. Впрочем по маленьким фигуркам людей и так все видно.
12. Идет монтаж (сборка) всех элементов статора
13. Варить - не переварить
14.
15.
16.
17.
18.
19. Гайки и шайбы
20. Но есть тут размеры и побольше. Гораздо больше
21. Элементы статора генератора
22. Это подпятник или, как нам назвали, "зеркало". На нем "все крутится". Понимаю, что эта фраза далека от истины. Но очень сложно слушать все, что говорят (на станции шумно), плюс бегать и фотографировать в условиях ограниченного времени
23.
24. На фотографии крестовина, журналисты как раз идут по ней (она скрыта листами металла). А мы тем временем спускаемся ниже к серду машины
25. Проходим несколько лестничных пролетов и оказываемся в у вала турбины (она в камере справа). Сама турбина прямо под нами
26. Движущийся вал турбины слева. Его работу как раз снимают видеооператоры
27.
28. Новая противоразгонная защита, о которой шла речь в статье, виднеется за желтыми элементами защиты
29. Возвращаемся в главный зал. Здесь еще можно найти устаревшее электротехническое оборудование "Сделано в СССР"
30. Например, такое
31. Или такое
32.
33. Блок управления пока выглядит так...
34. ...А будет - так
35.
36.
37.