Оригинал взят у
kerrangjke в
Музей истории техники. Часть 2 Продолжение обзора музея, где мы посмотрим на фото и видео технику, вычислительные машины различных эпох и досмотрим на раздел "звукозапись". Это и многое другое внутри поста:
Начну с самого интересного экспоната - КВН-49, разработан в Ленинградском НИИ телевидения и начал выпускаться на его опытном заводе с конца 1947 года, а серийный выпуск был налажен в 1949 году. В процессе производства в телевизор вносились различные усовершенствования (модернизации), что отражалось добавлением к названию приёмника отдельных букв. Модель КВН-49-Б тоже имела две модификации. Во втором выпуске в усилителе высокой частоты второго канала на одну контурную катушку меньше. Но, вероятно, решение оказалось неудачным, и поэтому в следующей модели КВН-49-4 схема УВЧ полностью повторяет КВН-49-Б (1 выпуск).
Телевизоры выпускали разные заводы-изготовители: Александровский радиозавод, Бакинский радиозавод, Воронежский завод "Электросигнал", Киевский завод "Маяк", Ленинградский завод "Россия", Ленинградский НИИ телевидения, Московский радиозавод, Новгородский завод Квант. Разработчики телевизора "КВН" - группа инженеров в составе В.К.Кенигсона, Н.М.Варшавского и И.А.Николаевского при активном участии главного инженера НИИ А.В.Дубинина. КВН - это аббревиатура, составленная из первых букв фамилий его основных конструкторов.
Благодаря надежности в работе и доступности КВН-49 стал в последующие годы наиболее популярным телевизионным приемником. Это был первый массовый телевизор в СССР и один из первых телевизоров в мире. С 1962 года выпуск КВН-49 был прекращён:
Рядом стоит ФКД 18х24, изготовитель - Минприбор Союзоргтехника, г. Харьков, выпуск 1973 года. Фотокамера дорожная ФКД - данный фотоаппарат относится к категории камер форматных. Эти камеры еще до недавнего времени (до середины 80-х годов) выпускались Харьковским заводом. ФКД выпускались в двух модификациях, это камера форматом 13х18 и форматом 18х24. Применение этих камер, что следует из описания завода-изготовителя, предназначалось для съемки портретов, пейзажей, студийной и научной работ. Данная камера комплектовалась объективом Индустар-51, не имеющего встроенного затвора, а съемка осуществлялась методом снятия крышки объектива, при открытом шибере кассеты.
Фотокамера производилась из бука или дуба. Вся фурнитура была из никелированного металла, меха выпускались тряпичными. Для удобства замены объектива, панель крепежа объектива была сменной. Резкость фотоснимка настраивалась по матовому стеклу методом передвижения задней части по кремальере. После настройки резкости стекло снималось, и на ее место устанавливалась кассета. При закрытом объективе открывался шибер кассеты, экспонометром определялось время выдержки. Для проведения фотосъемки нужно снять крышку на время экспозиции. В одной кассете было заряжено два кадра. Кассеты необходимо заряжать в полной темноте:
Романтика-105 - консольная магниторадиола. Производитель - Харьковский приборостроительный завод им. Т.Г.Шевченко. Серийное производство модели начато в 1972 году. Магниторадиола создана на базе радиолы 'Ригонда-102'. Радиоприёмник модели рассчитан на приём пере дач радиостанций в диапазонах ДВ, СВ, KB1, КВ2 и УКВ-ЧМ. В модели применена панель магнитофона от серийной магнито радиолы ''Романтика-103'':
Также помещение украшают вот такие ретро-фото, которые добавляют атмосферности:
На столе заметил уже знакомый мне УПА-2 - его я находил в убежище, о котором писал совсем недавно. УПА-2 - складной портативный малоформатный увеличитель с двухлинзовым конденсором и с автоматической фокусировкой объектива. Экраном увеличителя служит футляр (небольшой чемодан), в который укладываются все прочие части прибора. В таком виде прибор весьма удобен для переноски.
Благодаря своей портативности и небольшому весу, а также возможности применения низковольтных ламп увеличитель УПА-2 особенно удобен для работы в условиях экспедиции и туристских путешествий:
Первый стенд в новом разделе музея - кинокамеры:
Тут и Аврора, Кварц, Киев, Нева, Спорт, Экран и многое другое:
На второй полке знакомые всем полароиды, когда-то такие были и у меня:
Ну и куда же без самого главного:
Зенит, Киев, Смена, Чайка, ФЭД - эти фотоаппараты должен знать каждый!)
Кстати, забыл упомянуть, что в зале имеются несколько сенсорных компьютеров, где можно не только прочесть историю о том или ином экспонате, но даже услышать его звучание:
Следующие экспонаты: ДЭФИ - детский фильмоскоп со встроенным просветным экраном. Предназначен для просмотра в домашних условиях диафильмов на 35-мм плёнке размером кадра 18х24. Позволял смотреть фильмы, не затемняя комнаты. А ниже - Электроника ВМ-12: первый советский бытовой кассетный видеомагнитофон формата VHS. Выпускался в 1984-1995г на "Электроника" (Воронеж), Спектр (Новгород), Тантал (Саратов). Разные части выпускались в разных городах:
Немного кинопроекторов: Луч-2, производитель - ЛОМО. Рассчитан на плёнку 8 мм normal. Имеет плавную регулировку скорости кинопроекции, автоматическую защиту плёнки от пережигания, двухрежимную мощность проекционной лампы, подсветку рабочей части, реверс. Начало 60х годов ХХ века; Волна-М - предназначен для демонстрации фабричных, любительских черно-белых и цветных кинофильмов форматом 8 мм и 8С (супер), со звуковым сопровождением с помощью магнитофона и синхронизатора, звукового сопровождения; Русь, производство ЛОМО с 1970 по 1990 год. Первый двухформатный кинопроектор в СССР:
Ещё один УПА, но уже "первой" версии:
УПА-2 и ПА-603 - портативный фотоувеличитель с автоматической и ручной фокусировкой для проекционной печати с цветных и черно-белых негативов, снятых на 16-ти и 35-мм пленках. Наличие в комплекте вкладыша с лентопротяжным механизмом дает возможность использовать фотоувеличитель в качестве проектора диафильмов:
Этот агрегат мне также доводилось видеть ранее - Селена, столик монтажный для просмотра и ручного монтажа кинопленок 8 мм. Оснащено возможностью производить отметку сцен или кадров, подлежащих вырезке. Столик выпускался в конце 60-х годов ХХ века Лыткаринским заводом оптического стекла:
Немного мелочей:
Были экспонаты и более "современные":
Веселка - цветомузыкальное устройство. Изготовитель - Боярский машиностроительный завод "Искра". Год выпуска - 1986:
Вычислительная техника - Robotron 1715, 8-разрядный персональный компьютер производства ГДР. Производился с 1984 по 1989 год на заводе VEB Robotron. Существовало две модели компьютера, отличающиеся одной буквой в названии - 1715 и 1715W (1715М в СССР), но имеющие значительные различия в устройстве и характеристиках:
помните ещё их?
Немного обычных вещей, которые хорошо вписываются в музей:
Ноутбуки:
Запчасти компьютеров и тд - ничего редкого, скорей просто для массовки:
Немного о приколюхах, мне они особенно понравились: Сюбор - игровая приставка-клавиатура, выпуск - 1990-е годы. Это так называемая “Денди-клавиатура”. Для тех, чье детство пришлось на начало 90-х, лучшим подарком была именно она, то бишь Dendy. Dendy была клоном NES, а Subor в свою очередь клоном Dendy. "Сюбор" представляет собой пиратскую версию "Денди" со встроенной клавиатурой, с помощью которой управляются все программы данного картриджа. Несмотря на то, что веcь картридж на русском языке, кроме Бейсика на английском, весь он, как и приставка сделаны китайцами. Набор содержит простенький редактор, калькулятор и языки программирования. Для таких приставок выпускались даже текстовые редакторы. А в комплекте к ней шёл обучающий картридж с G-BASIC'ом и F-BASIC'ом, т.е. с помощью этой машинки можно было познавать азы программирования, а также печатать на принтере:
Правец 8Д (домашний) - 8-разрядный домашний компьютер, аналог Oric Atmos. Производился с 1985 по 1992 год. Работал на процессоре CM630 на частоте 1 МГц. ОЗУ 48 КБ, ПЗУ 16 КБ. Программируемый звуковой генератор AY-3-8912. Отличался от оригинала бо́льшим корпусом белого цвета, в котором находилась удобная механическая клавиатура и встроенный блок питания. Вместо специализированного компьютерного монитора использовался бытовой телевизор. ПЗУ было изменено для поддержки как латиницы так и кириллицы. Первоначально в качестве внешней памяти использовался кассетный магнитофон, позже, в 1990 г. появился контроллер дисковода и дисковая операционная система DOS-8D. Компьютер не получил широкого распространения.
Пра́вец - марка персональных компьютеров, производившихся на заводе в болгарском городе Правец. Город Правец - это родина первого секретаря компартии Болгарии Тодора Живкова, который при выборе места для завода по производству персональных компьютеров выбрал своё родное село, которое впоследствии стало городом. Создателем первых болгарских компьютеров называют инженера Ивана Марангозова. Под его руководством и с помощью инженера Кынчо Досева на опытной базе Института технической кибернетики и робототехники (ИТКР) были выпущены первые 50 экземпляров ИМКО-1.
Вектор-06Ц - советский домашний компьютер, созданный в конце 1980-х гг. Был создан в конце 80-х годов советскими инженерами из Кишинёва Д. Темиразовым и А. Соколовым. На 33-й Всесоюзной радиовыставке в 1987 году Вектор-06Ц получил первую премию. Изначально производился на кишинёвском ПО Счётмаш. Производство Вектора и родственных ему ПК было освоено различными оборонными предприятиями, находящимися в разных городах СССР. В 1988 году Вектор получил серебряную медаль ВДНХ СССР, а в 1989 году занял первое место среди 8-разрядных ПЭВМ (второе общее) на конкурсе ГКВТИ СССР. В 1991 году Счётмаш выпустил модель Вектор-06Ц.02 с несколько переделанной схемой, но полностью совместимой с прежней моделью и с такими же возможностями. С массовым распространением в 90-х годах в странах бывшего СССР зарубежных IBM-совместимых компьютеров Вектор вместе с другими 8-разрядными ЭВМ был постепенно вытеснен из обихода:
Olivetti - механический калькулятор с возможностью печати результата, выпуск 1963 года (справа). А вот что за аппарат слева - не смогла подсказать даже тётечка экскурсовод. Говорит, что закупался как "для подсчёта денег", а некий коллекционер доказывает, что создан он не для купюр, а для перфокарт. В общем, я так и не узнал, что\зачем:
Resulta E7 - мини-арифмометр, является модификацией арифмометра системы В.Т. Счетные машины Resulta производились в Германии на берлинском заводе Пауля Брюнинга ("Maschinen- und Werkzeugfabrik Paul Brüning", основан в 1911 г.) с 1927 по 1969 год. Брюнинг запатентовал некоторые сделанные им усовершенствования арифмометров во многих странах.
Суммирующие незаписывающие машины удобны в работе, но обычно имеют мало дополнительных функций. Отличительная особенность большинства незаписывающих машин - параллельный ввод разрядов числа с помощью рычагов или клавиатуры с несколькими столбцами. Счетной машиной именно такого типа является Resulta:
Есть тут и всем знакомые "счёты", логарифмические линейки и тд, но больше всего бросается в глаза конечно же Феликс. Он тут представлен в двух цветах (можете увидеть на фото выше и ниже).
Феликс - самый распространённый в СССР арифмометр. Выпускался с 1929 по 1978г. на заводах счётных машин в Курске, Пензе и Москве. Эта счётная машина относится к рычажным арифмометрам Однера. Она позволяет работать с операндами длиной до 9 знаков и получать ответ длиной до 13 знаков (до 8 для частного).
Устройство машины оптимизировано для минимальной цены, в результате арифмометр стоил порядка 13 рублей (1970-е), но качество изготовления оставляло желать лучшего. С другой стороны, в арифмометре использован очень простой и в то же время надёжный транспортный механизм каретки, отличавший его от всех западных аналогов:
Над всем этим располагаются более современные собратья - "Электроника", "Искра" и тд:
Ещё немного старины - Быстрица 2, десятиклавишный арифмометр на основе зубчатых секторов и наборной коробки, деление полуавтоматическое. Выпускался с 1960-х по 1970-е гг. Снабжён устройством, упрощающим вычисление порядка частного. Выполняет операции сложения, вычитания, умножения и деления. Счётчик оборотов однозначный. При работе с многозначными числами оператор должен помнить или записывать получаемые на нём цифры (например, знаки частного). На барабане счётчика оборотов одновременно отображаются два числа - чёрное отражает число операций в случае сложения и умножения (когда число сложений больше числа вычитаний), красное - в случае деления (когда идёт преимущественно вычитание). Самый маленький и дешёвый из электромеханических арифмометров. В отличии от Быстрицы имеется клавиша переноса каретки в крайнее левое положение. Копия немецкого электромеханического калькулятора Contex 20:
Комптометр - суммирующая незаписывающая однопериодная полноклавишная счётная машина. Страна выпуска - США. Время выпуска - 1887 - 1970-е гг. Автоматизация отсутствует. Дополнительные функции - возможно временное разделение счётчика. Масса 7-10 кг:
И последнее: ВК-1 - механический десятиклавишный арифмометр Однера. Это второй по распространённости в России арифмометр, он намного удобнее и надёжнее Феликса. Вычислительная клавишная машина выпускалась на Пензенском заводе Счетмаш с 1951 по начало 1970-х годов. В этой машине конструкция колес Однера подверглась модификации в связи с управлением ими от клавиш. Только за счет применения клавишного ввода (без каких-либо изменений в процессах вычисления) производительность ВК-1 по сравнению с арифмометром Феликс возрастает приблизительно в 3 раза. Это достигается в первую очередь благодаря опыту работы "слепым методом". С учетом этого скорость работы на ВК-1 составляла: 900-1000 сложений в час, 310-330 умножений, 190-210 делений в час. Конструкция была положена в основу первых полуавтоматических десятиклавишных электромеханических машин ВК-2. Эта серия отечественных разработок завершилась полуавтоматической машиной В-3 (с автоматическим умножением). Вес счетной машины 6 кг. Цена 750 рублей (в 1956 году):
Немного ностальгии:
безумно понравилась эта фотография:
Порой, экспонаты и ставить некуда, поэтому их кладут на пол. Пусть хоть так, но люди увидят их тоже:
Немного магнитофонов из прошлого:
Айдас - настольный катушечный магнитофон. Производитель - Вильнюсский электротехнический завод. Производство магнитофона - с 1962 по 1966 год. Магнитофон Айдас (внутризаводское наименование ''Эльфа-20'') предназначен для любительской за писи фонограм с радиоприёмника, проигрывателя, микрофона, трансляционной радиосети или друго го магнитофона:
Маяк-202 - катушечный магнитофон второго класса. Производитель - Киевский завод Маяк. Модель 1974 года:
Грюндиг-ТК 46 - настольный катушечный магнитофон. Выпускался с 1950 по 1970 год в Германии. В конце 50-х годов компания Грюндиг считалась самым большим производителем магнитофонов в мире. В нашей стране магнитофон прославился, благодаря Владимиру Высоцкому, а в частности, его фразе из песни - "А вон дантист-надомник Рудик, у него приёмник Грюндиг, он его ночами крутит, ловит, контра, ФРГ...". Персонаж Андрея Миронова в кинофильме "Берегись автомобиля" хвастался модным Грюндигом:
Комета МГ-209 - настольный катушечный магнитофон. Производитель - Новосибирский завод ТочМаш. Выпуск - с 1969 года. Четырёхдорожечный, трёхскоростной транзисторный магнитофон 2 класса ''Комета МГ-209'' предназначен для записи и воспроизведения речевых и музыкальных программ на магнитную ленту СН, 2, 6:
И наконец-то, что-то родное!) Ростов-102 - катушечный стереофонический магнитофон. Производитель - завод "Прибор", г. Ростов-на-Дону. Производство - с 1978 года. С помощью магнитофона можно выполнять самые разнообразные записи. Например трюковые, смешивая сигналы со входа микрофон и любого другого, перезаписи с дорожки на дорожку с добавлением новой программы. Магнитофон снабжён пультом дистанционного управления, трёхдекадным счетчиком ленты с кнопкой сброса, стрелочными индикаторами уровня записи, автоматической остановкой при окончании или обрыве ленты. От предыдущего аппарата - ''Ростов 101-стерео'', завоевавшего признание любителей музыки, новая модель отличается наличием системы шумоподавления, которая значительно повышает качество записей:
Пожалуй, поделюсь одной интересной историей: этот завод-производитель находился рядом с моим домом, на нём же некоторое время проработали родители, которые рассказывали весёлые истории. Например, что некоторые модели магнитофонов выпускались лишь для столицы. - Да, завод стоит в Ростове, а его продукцию можно найти только в Москве. Некоторые рабочие нашли выход из ситуации - во время перерывов\обеда пользовались случаем и перекидывали через забор некоторые детальки, а после трудового дня, собирали их и отправлялись домой - ваять "самодельный" аппарат.
Порой у них уходило на это от нескольких месяцев до 1 года, ну представьте себе - перекидывать по одной запчасти, а потом всё собирать. Вот так и получалось, что "столичная" продукция звучала в домах, которые расположены рядом с заводом в Ростове. Правда, за такие дела частенько наказывали, но не сильно. Вот такая вот история.
А мы тем временем подходим к концу "эволюции" магнитофонов:
Сразу вспоминается моя первая "AIWA":
Последняя экспозиция - электрические патефоны и тому подобное:
Вот всё, осталось лишь сфотографировать огромный граммофон, производитель - культуробъединение "Музтрест" ВСНХ РСФСР, 1920-е годы. Привёз сюда недавно с Нижнего Новгорода:
Надеюсь, Вам было интересно читать и смотреть мой рассказ про музей истории техники. Не пожалейте час времени и сто рублей, оно того стоит.