Оригинал взят у
don_tigro в
Вытегра. Подводная лодка Б-440 Заключительная часть рассказа об августовском автовояже в Карелию будет посвящена объекту, который мы посетили уже на обратном пути в Москву, в городе Вытегра Вологодской области.
Вытегра - небольшой город, расположенный на берегу одноимённой реки, в нескольких километрах от Онежского озера и в 320 километрах от Вологды. Основных достопримечательностей в городе две: собственно, река Вытегра, являющаяся частью Волго-Балтийского водного пути, связывающего речные системы северо-западной и центральной части России, а так же корабль-музей, подводная лодка Б-440, установленная в 2005 году на набережной близ городского речного вокзала, о которой и пойдет речь. Добраться до города, помимо автомобиля, можно автобусом из Вологды или Петрозаводска. Найти корабль-музей в небольшом городе очень просто - вдоль основной городской трассы есть указатели на дорогу к музею, да и любой местный житель сможет подсказать дорогу.
Подводная лодка Б-440 проекта 641 была спущена на воду в 1970 году на Ново-Адмиралтейском заводе в Ленинграде. До конца 80-х годов несла службу в составе Северного флота ВМФ СССР, участвовала в дальних походах в различные точки мирового океана. В 1989 г. была "поймана" тралом норвежского рыболовного судна. В начале 90-х годов проходила ремонт в Кронштадте, после которого была перебазирована на Балтийский флот. В 1998 году выведена из состава флота, ожидала утилизации. В 2003-2005 годах в Кронштадте прошла переоборудование в корабль-музей, после чего была оттранспортирована в Вытегру. В качестве музея открыта в 2005 году. Кстати, помимо Б-440 лодки 641-ого проекта ныне используются в качестве музеев как в России (аналогичная лодка, Б-413, установлена в музее Мирового океана в Калининграде) так и за рубежом - две лодки-музея данного проекта находятся в Лонг-Бич и в Сан-Диего, США. Кроме того, на сегодняшний день в боевом составе флотов мира в эксплуатации находится единственный корабль данного проекта - бывшая подводная лодка Б-435 ВМФ СССР, а ныне підводний човен U01 "Запоріжжя" ВМС Украины.
Итак, приступим к осмотру корабля-музея. Подводная лодка установлена на понтонах, поэтому ее штатная ватерлиния находится гораздо выше обычного. Ниже штатной ватерлинии в корпусе специально врезан вход для посетителей.
Первый, носовой торпедный отсек подлодки. В нем находятся шесть торпедных аппаратов, приборы управления торпедной стрельбой и носовыми горизонтальными рулями, стеллажи для мин и торпед и устройство для их погрузки, спальные места для личного состава.
Крышки носовых торпедных аппаратов и прибор управления торпедной стрельбой:
Из первого отсека попадаем на нижнюю палубу второго отсека - так называемую аккумуляторную яму. По штату в данном отсеке находились аккумуляторные батареи - две группы по 112 элементов в каждой. В настоящее время на нижней палубе развернута экспозиция музея истории подводного флота России, а так же экспозиция, повествующая о боевом пути подводной лодки Б-440.
Изучая экспозицию музея, обнаружил небольшой "косячок" (прошу прощения за качество, условия съемки были не самые простые).
Через трюм третьего отсека можно попасть во второй аккумуляторный отсек (то бишь в четвертый отсек подлодки). В нём в настоящее время располагается часть экспозиции музея и конференц-зал. В самом трюме третьего отсека находился главный осушительный насос, морозильная установка и кладовая для продуктов.
Стенд с обозначенными на нем подводными лодками-музеями мира. Картина явно неполная:)
Возвращаемся во второй отсек, на верхнюю жилую палубу. Здесь располагаются каюты офицеров, рубка гидроакустика. Каюта помощника командира (если не ошибаюсь):
Второй отсек, офицерская кают-компания, по совместительству являвшаяся корабельной операционной в дальних походах. Вообще, фотографировать внутри лодки иногда приходилось в весьма стесненных условиях при не совсем достаточной освещенности, поэтому некоторые детали на фотографиях могут "плыть". Кроме того, некоторые помещения приходилось снимать через стекло - блики были неизбежны.
Переборка между вторым и третьим отсеком. Для удобства посетителей во всех переборках лодки сделан проход в полный рост. К слову, в лодке-музее в Калининграде никаких проходов, кроме штатных, между отсеками нет, и посетителям приходится перемещаться между отсеками так же, как это делали члены экипажа подводной лодки - через люки. Не всем и не всегда это удаётся без проблем:)
Третий отсек - центральный пост, или главный командный пункт (ГКП) подлодки. Сердце корабля, из которого осуществляется управление самой подлодкой и её вооружением. В данном отсеке несут вахту командир корабля, штурман, рулевые, командиры боевых частей, вахтенные поста погружения и всплытия. Справа можно видеть командирский перископ, в дальнем конце, возле люка - гирокомпас.
Пульт общекорабельной связи и щит сигнализации объемного пожаротушения.
В третьем отсеке находится "главный вход" на подлодку - люк, ведущий в боевую рубку. По нему можно подняться в саму рубку и на командирский мостик.
Люк в прочный корпус, вид сверху из боевой рубки.
Боевая рубка подлодки. По центру - репитер гирокомпаса.
Забравшись на командирский мостик рубки, можно окинуть взглядом окрестности. Вид на вход в музей и еще один его экспонат - минный тральщик времен Великой Отечественной войны, служивший в составе Онежской флотилии.
Вид на Волго-Балтийский канал. Речной трафик здесь очень плотный.
Снова третий отсек. Станция погружения.
Гальюн третьего отсека. Не знаю, байка или правда, но мне попадалась информация, что в пользовании им никаких проблем не было, кроме одной - для того, чтобы избавиться от "продукта", нужно было открыть подряд девять клапанов в определённой последовательности, причем нарушение этой последовательности вело к тому, что "продукт" вместо смыва выдавался "на-гора" и уделывал пользователя с ног до головы...
Четвёртый отсек. В трюме, как уже было сказано, располагалась вторая аккумуляторная яма, на верхней палубе располагались жилые каюты, кают-компания мичманов и ещё ряд помещений. Рубка радиометриста, прибор ВИКО - выносной индикатор кругового обзора, который служил для отображения воздушной и надводной обстановки.
Двухместная каюта четвёртого отсека.
Четвёртый отсек, камбуз. В этом очень тесном помещении на электрической плите с духовкой готовилась еда и пёкся хлеб для всего экипажа лодки, который насчитывал 70 человек.
Пятый, дизельный отсек подлодки. В нем располагались три дизельных агрегата мощностью 1900 л. с. каждый (на данный момент один агрегат для удобства прохода через отсек демонтирован). Дизельные двигатели использовались для движения лодки в надводном положении, а так же в подводном положении на перископной глубине 9 метров в режиме РДП (работа дизелей под водой). Для удобства мотористов все посты контроля и управления дизелями были вынесены из жаркого, шумного и загазованного дизельного отсека за отдельную выгородку. На фото один из дизелей с частично снятой верхней крышкой:
Шестой, электромоторный отсек. Здесь находятся пульты управления главными гребными электродвигателями, посредством которых лодка осуществляет движение в подводном положении, электрокомпрессор, а так же станция пожаротушения ЛОХ (лодочно-объемнохимическая).
Трюм шестого отсека. Электродвигатели и гребные валы подлодки.
Шестой отсек. Манекен с ПДУ - портативным дыхательным устройством - и протянутой рукой:)
И, наконец, седьмой отсек, кормовой торпедный. В нём, помимо спальных мест для экипажа, находятся четыре кормовых торпедных аппарата, тали для их перезарядки, приборы управления торпедной стрельбой, запасный гирокомпас, аварийная система управления горизонтальными и вертикальными рулями, аварийно-спасательный люк с комингс-площадкой для пристыковки глубоководного спасательного аппарата. В отсеке в качестве экспоната так же установлен водолазный костюм - штатным снаряжением подлодки он не являлся. Данный отсек являлся своеобразной кают-компанией для матросов, здесь в свободное время посредством проектора даже организовывался показ кинофильмов.
Любопытный факт. В первой половине 1988 года подводная лодка Б-440 находилась на боевой службе, где проводила поиск подводных лодок ВМС НАТО совместно с двумя другими подводными лодками - Б-396 "Новосибирский комсомолец" и Б-401 "Новосибирск". Позднее подводная лодка Б-396 так же стала кораблём-музеем - ныне она установлена в Москве на Химкинском водохранилище. Подводная лодка Б-401 на данный момент находится в резерве, но после вывода из состава флота у нее есть очень хорошие шансы стать музейным кораблём в "родном" Новосибирске.
В наших первоначальных планах на дорогу в Москву было посещение еще нескольких интересных мест, однако на следующий день, переночевав в палатке на берегу какой-то живописной реки посреди Вологодской области, мы решили, что усталости от всех переездов накопилось уже достаточно, а впечатления от переизбытка срывают все клапана. Поэтому мы решили больше никуда не заезжать, и, побросав вещи в машину, рванули в 700-километровый бросок до родного дома, оставив все неосуществлённые планы в счёт будущих путешествий...