Оригинал взят у
iigen в
Оружейный завод Ижмаш - 200 лет истории10 июня 1807 года на берегах реки Иж была основана оружейная контора - это и стало началом развития Ижевского оружейного завода. Он был объединён с уже существующим железоделательным, построенным на 50 лет ранее.
Строительство Главного корпуса завода (на фото ниже) началось в 1811 году по поручению горного инженера А.Ф. Дерябина. Автором проекта стал - С.Е. Дудин. Молодой архитектор впервые в России воплотил техническую идею организации производственного цикла снизу вверх - от самых грубых операций с заготовками внизу помещения и постепенной обработкой изделия на верхних этажах. Ижевский оружейный завод стал первым в России многоэтажным производственным зданием. Возведение четырехэтажного Главного корпуса продолжалось до 1815 года, затем строился трехэтажный восточный флигель с переходом. Внутреннее оборудование и окончательная отделка продолжилась вплоть до 1820 года.
В марте 1834 года вследствие крупного пожара Главный корпус Ижевского оружейного завода сгорел. Огнём были уничтожены внутренние помещения, обрушилась башня. Восстановительные работы после пожара начались в мае 1836 года под руководством группы архитекторов и инженеров. Руководил работами А.Б. Елфимов. В 1838 на башню вновь были установлены часы-куранты. На протяжении еще 10 лет здание завода достраивалось и перестраивалось по новым, утвержденным Николаем I, чертежам. Окончательным годом завершения строительства Ижевского оружейного завода считается 1844 год.
Сегодня Главный корпус завода и его многоярусная круглая 50-метровая башня с курантами, венчающая корпус, является символом города Ижевска.
1. Заводская проходная. Именно через нее с другими блоггерами и журналистами мы проходили на завод
2. Памятник горному инженеру Андрею Фёдоровичу Дерябину. Именно ему было поручено строительство завода
3. Сразу после проходной открывается вид на Главный корпус завода
4. Монумент за заслуги ижевских машиностроителей в годы Великой Отечественной войны
5. Интересно, будут ли извлекать эту капсулу в 2017 году?
6. Историческая часть завода в основном состоит из зданий и небольших цехов тех лет
7. Идем к одному из входов
8. Арка под мостом к Главному корпусу с набережной Ижевского пруда
9.
10. Одно из помещений первого этажа
11. Порадовали опоры на левой стене)
12.
13. А вот монтеры используют корпус по своему - разбирают двигатели)
14.
15. Очень красивая балка и остатки какой-то исторической опоры
16. Тут вид получше)
17.
18. На этаж выше. К сожалению в советские годы здание много раз перестраивалось и историческую ценность мало кто ценил(
19. Столовая?
20. Замечательные арочные оконные проемы
21. Вид на "площадь" за корпусом
22. Лестница с обратной стороны корпуса
23. А мы продолжаем бродить по помещениям
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30. Чердак пристроенного здания
31.
32. Крутые арки
33.
34.
35. В принципе помещения конечно весьма однообразные, но все равно очень интересные
36.
37. А так выглядит корпус со стороны завода
38.
39. Но есть и положительная сторона - похоже его все-таки будут реконструировать и возможно даже вернут первозданный вид
40. А мы начинаем наш путь по территории завода к плотине
41. По пути рассматриваем заводские закаулки и окрестности
42. То и дело встречаются красивые исторические здания, правда некоторые загажены белыми окнами
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50. Не знаю точно что за машины, в списке продукции на
Википедии есть пункт "Средства технического обслуживания и ремонта управляемого вооружения", так что пологаю что это "Машины технического обслуживания (МТО) и контрольно-ремонтные автомобильные станции (КРАС)"
51. Выходим к смотровой площадке на реку, а левее находится плотина. Она была создана на реке Иж 10 апреля 1760 года для создания тягловой силы водяных двигателей железоделательного завода, более подробно на
Википедии 52.
53. Это бывшая заводская церковь перестроенная под производственный цех в советские годы
54. То и дело встречаются заброшенные исторические здания
55. Внутри, в принципе, почти одно и то же
56. Заводская жизнь кипит
57.
58.
59.
60.
61.
62. Гейт на завод Ижсталь
63. А мы направляемся осматривать ранее неиспользуемые цеха, а теперь проданные и активно восстанавливаемые для налаживания нового производства
64. Восстанавливают в том числе и снаружи
65.
66.
67. Козловой кран в цехе
68. И начинаем следовать назад - к проходной
69.
70.
71. А все же непривычно смотреть с этой стороны на улицу, слишком уж давно хотел здесь побывать
72. Композиция башни Главного корпуса
73. И прощальный взгляд
Было очень приятно посетить этот завод, особенно Главный корпус. Было запланировано посещение башни-колокольни корпуса, но в итоге что-то не сраслось и мы туда попасть не смогли, а жаль. Надеюсь еще выдастся возможность согласовать такой поход.