ZAVODFOTO / История городов России в фотографиях: Закаменск. 1960-е годы.

Jan 31, 2014 01:00

Оригинал взят у kazagrandy в Республика Бурятия. Город Закаменск. 1960-е годы.



"Закаменск - город в России, районный центр в Бурятии, в 120 км к Ю-3 от г. Улан-Удэ, в 5 км от границы с Монголией.
Расположен в Забайкалье, на склонах Джидинского хребта, в правобережье р. Джида (приток р. Селенги).
Население 13,2 тыс. человек (2008).
В 245 км от г. Закаменска ж.-д. станция Джида на линии Улан-Удэ-Наушки. Автодорогой связан с Улан-Удэ.
В 1933 г. на р. Модонкуль (приток Джиды) создано горно-промышленное поселение Городок для строителей
вольфрамо-молибденового комбината (действовал до 1997г.).
Город с 1944 г., в 1959 г. переименован в Закаменск"
(Новая российская энциклопедия. Т. VI (1). М., 2009).
В 1930-х годах геологи открыли здесь месторождение вольфрамовых и молибденовых руд.
О том, как это было, поведала в цитируемой далее статье возглавлявшая одну из геологических партий Мария Васильевна
Бесова (Бесова М.В. "Геология и минералогия Джидинского вольфрамового месторождения //Месторождения редких и малых
металлов СССР". Т. 1. М-Л., 1939):
"Бассейн р. Джиды занимает юго-западную, пограничную часть Западного Забайкалья. Река Джида, берущая начало в
юго-западных отрогах Хамар-Дабана и имеющая более 400 км длины, протекает в широтном направлении вдоль государственной
границы с Монголией на расстоянии 20-30 км от последней.
<...> Долина Джиды окаймляется <...> с юга пограничным Селенгинско-Джидинским водоразделом, а с севера -
южными отрогами Хамар-Дабанского хребта.
<...> Весь Джидинский район характеризуется горным ландшафтом с расчлененным рельефом в верхнем и среднем течении
Джиды, где относительные высоты составляют в среднем 300-600 м при абсолютных отметках 1300-1800 м".






Базальтовые обрывы в бассейне реки Джиды.

Геология Джидинского района к тому времени, когда М.В. Бесова начала там работать, была изучена очень мало:
"Первым исследовал ее Л. Ячевский (1898), который в 1893 г. прошел маршрутом вверх по Джиде до Хамнея, сделав
при этом два пересечения [хребта] Хамар-Дабана.
В 1928 г. проф. А. В. Арсенъев производил геологические исследования на Цакирском золотоносном участке Джиды.
<...> При изучении группы притоков в системе Маргын-Шено им в одном из отвалов прииска Глафировый была поднята
малоокатанная галька кварца с включениями гюбнерита (вольфрамовый минерал), что дало повод предполагать наличие
в окрестностях <... > коренного вольфрамового месторождения. <....>
В 1932 г. Восточно-Сибирским геологоразведочным трестом автору было поручено провести геолого-поисковые работы
на Цакирском участке Джиды Бурят-Монгольской АССР.




Один из старожилов Закаменска - главный геолог Гуджирской геологоразведочной партии С.С. Тентилов.

В процессе этих работ в июле 1932 г. автором в районе Маргын-Шено - Модонкуль была обнаружена зона вольфрамового
оруденения, где в течение двух месяцев были сосредоточены поисково-разведочные работы, в результате которых
открыто вольфрамовое месторождение.
<...> Начавшиеся с осени 1932 г. разведочные работы на месторождении велись непрерывно до 1935 г. <... >
В 1935 г. Джидинское месторождение заняло первое место по поставке отечественного вольфрамового сырья".
Тогда же началось строительство обогатительной фабрики, временной силовой установки, велась подготовка к
сооружению гидростанции на реке Джиде.
"В 1935 г. на Гуджирском склоне <... > раведочными выработками вскрыто несколько мощных жил с молибденовым
оруденением». Вскоре здесь было открыто Первомайское молибденовое месторождение.




Добыча молибденовой руды из кратера Первомайского месторождения.

Город строился в непростых условиях: "Джидинский район горно-таежный с редким населением. Рабочей силой район
не обеспечен. <... > Топливные ресурсы: залежи ископаемых углей находятся в стадии разведки (район рек Джида и
Хамней); дрова ближайших лесных массивов.
Транспортные условия: район удален от станции железной дороги на 400 с лишним километров.
Ближайшая железнодорожная станция - Улан-Удэ, с которой Джидинский район сообщается автогужевым транспортом".
Закаменск начала 1960-х годов запомнился мне чистым, ухоженным, светлым.
Тогда он был преимущественно одноэтажным и деревянным, но на главных улицах уже сияли белизной дома до пяти
этажей.




Аэродром Закаменска - небольшая площадка у подножия Джидинских гор.

Добирались сюда из Москвы большей частью самолетами с пересадками в Иркутске и Улан-Удэ. Летели как на качелях,
взмывая над вершинами гор и проваливаясь в пади между ними.
Некоторые мои коллеги, нагруженные снаряжением и геофизической аппаратурой, несколько суток ехали поездом
до Улан-Удэ, а затем автотранспортом до Закаменска - рейсовый автобус преодолевал этот путь за 12 часов.

Текст и фотографии Л. Зубатовой.

P.S. Этот материал решил разместить потому, что в конце 1990-х годов мне самому довелось побывать в Закаменске.
Как отмечено выше, город в те времена переживал глубокий кризис. Градообразующий комбинат был закрыт, оборудование
растащено и продано, люди массово разъезжались кто куда.
По словам местных жителей, благоустроенные трёхкомнатные квартиры продавалась тогда всего за три тысячи долларов.




Переправа через реку Мондокуль.




Переправа через реку Джиду.




Геофизики за работой.




Обустройство временного лагеря.




Передвижной лагерь Забайкальской экспедиции МГРИ.




Окраина Закаменска в октябре.

.

История городов в фотографиях, Республика Бурятия, Закаменск

Previous post Next post
Up