Оригинал взят у
vnu4ka в
Лето 2012. Плес. Ч. 1. Музей ювелирной фабрики "Красная Пресня" в Приволжске. На следующий день после Нижнего Новгорода мы пришли в Плес. Там у нас была продолжительная стоянка, за время которой мы съездили на экскурсию на ювелирный завод "Красная Пресня" в соседнем городке Приволжске, а потом успели немного погулять по Плесу.
утренний Плес
Разделю рассказ о нашем посещении предприятия на несколько частей. В этой части мы посмотрим музей завода, с которого началась наша экскурсия. Вела экскурсию Светлана Евгеньевна Сизова, специалист по связам с общественностью, и рассказывала она замечательно! Итак, музей завода - это небольшой зал, но там много интересных экспонатов:
Завод "Красная Пресня" занимается производством ювелирных изделий из серебра, золота и цветного металла, занимает 1 место по объему изготовления серебряных изделий в России: бижутерия из недрагоценных металлов, ювелирные изделия из золота и серебра, столовое серебро, сувениры; всего в ассортименте более 6000 изделий. По данным Верхне-Волжской государственной инспекции пробирного надзора предприятие является самым крупным заявителем продукции на клеймение. В 2010 году завод заклеймил примерно 2 млн. 520 тысяч единиц продукции весом более 10,8 тонн серебра (сюда входят и украшения, и столовая группа).
На предприятии работает 860 человек, используется российское оборудование. Среди работников много молодежи, т.к. на заводе выплачивается приличная зарплата относительно региона: 19 тыс. рублей средняя зарплата. Работают на предприятии в 2 смены: с 6:00 до 14:00 и с 14:00 до 23:00.
Продукция большей частью реализуется через оптовых закупщиков, уходит в основном московский регион, на Урал, Зауралье и на Дальний Восток. Часть продукции уходит на экспорт в другие страны. Еще можно приехать в Приволжск и купить бижутерию, серебро и золото по ценам предприятия на магазине при заводе. Мы в магазине провели прилично времени, цены на бижутерию более чем доступные, туристы с теплохода опустошали прилавки :)
Об истории завода. Ювелирное дело в селе Большое Яковлевское (ныне городе Приволжске) зародилось еще в конце XIX века кустарями-одиночками. В 1934 году после революционных преобразований начал возрождаться ювелирный промысел. В 1940 году разрозненные ювелирные мастерские объединились в артель «Красная Пресня». В период Великой Отечественной войны работники артели занимались выпуском пуговиц и звездочек для военной формы и солдатских кружек. В музее есть примеры "неювелирной" продукции: звездочки
пуговицы
детали для застежек
и стрелки для часов
После войны завод вернулся к изготовлению ювелирных изделий. С 1960 года фабрика «Красная Пресня» освоила новую технологию гальванического покрытия изделий золотом и серебром: гальванопокрытие желтое золочение, розовое золочение, серебрение и серебрение с оксидом. С 1967 года фабрика перешла в подчинение «Союзювелирпрома», а в 1973 году она была переименована в завод, осуществляющий поставки крупнейшим московским торговым базам «Росювелирторга» и «Металлогалантереи» - это свидетельство высокого уровня исполнения работ ювелиров «Красной Пресни».
Светлана Евгеньевна рассказала нам об истории завода, показывая экспонаты музея, изготовленные в разные годы, продемонстрировала формы для отлива объемных деталей. Вот такие, к примеру, резиновые формы
или вот этот цилиндр - металлическая опока для отливки изделий по выплавляемым моделям. На предприятии этот метод применяется с 1998 г. В этом же году были выпущены первые изделия из золота 585 пробы.
Идея метода такова (подробно я прочитала об этом
здесь): по рисунку художника разрабатывают чертеж отливки. В нем учитывают литейную усадку, равномерную толщину стенок и т. п. Затем по этому чертежу изготовляют металлическую модель - эталон изделия. Модель снабжают специальным литником - соединительным штырем, на котором крепится модель.
На заводе изготовляют специальную разборную металлическую пресс-форму. Затем с помощью пресс-формы из специального модельного состава заготавливают выплавляемые модели. В качестве модельного состава для литья ювелирных изделий употребляют парафин (95%) с добавкой полиэтилена (5%). Выплавляемые модели в точности повторяют будущее ювелирное изделие и напаянные на основу (конусообразный литник), выглядят прямо как дерево :)
Модельный блок погружают в огнеупорный состав, обсыпают его кварцем и высушивают, потом снова обсыпают, снова высушивают - несколько раз повторяя процедуру, чтобы достичь нужной толщины огнеупорной защиты блока.
После этого блок формуют в стальной цилиндрической опоке, торцы ее заделывают наполнителем
и ставят опоку в сушильный шкаф, нагретый до 200°. После того как модельный состав вытечет, опоку переносят в муфельную печь, где при температуре 850-900° форму прокаливают в течение 3-5 ч.
Золото прогревают до 1100° С и заливают в форму, которую подогревают до 700° и устанавливают на центробежный станок. После заливки форму немедленно приводят во вращение со скоростью 160-170 оборотов в минуту. В течение 0,5-1 мин металл твердеет, форму снимают со станка и охлаждают в течение 3-4 ч. Для освобождения отливки от огнеупорной оболочки ее кипятят в щелочном растворе и промывают в горячей воде.
Готовый литник с изделиями:
* * *
Среди экспонатов музея - настоящие шедевры. Вот ажурные изделия из скани - корабли
вот еще удивительный по красоте корабль
со всеми мелкими деталями: пушки, якорь, канаты
а это петушок из самоцветов. Но самоцветы не природные, а изготовленные руками работников "Красной пресни". С самого начала производство было основано на выпуске бижутерии со вставками из стекла собственной огранки. Сначала кусочки стекла на металлическом стержне помещают в газопламенную печь и нагревают до высокой температуры, в результате чего оно становится пластичным. Затем оно помещается в клещи, и методом обжатия формируются заготовки камней. После того, как обстригают облой (заусенцы и неровности по линиям разъемов формы), камень поступает на огранку. Когда камень принимает окончательные размеры и форму, его поверхность становится матовой. С целью придания блеска, он проходит химическую полировку в смеси кислот и возвращается к огранщику для окончательной работы.
дивное дерево
блюдо винограда
бижутерия, вырабатываемая на заводе - очень высокого качества. Изделия красивые, и их трудно с первого взгляд отличить от серебряных или золотых, а камни, вставленные в перстни, совсем как настоящие малахиты или бирюза
из ранних изделий завода - символика соответствует эпохе
изделия очень красивые, сейчас, конечно, выглядят старомодными
мне понравился вот этот гарнитур
ажурное колье
две броши - "жар-птицы" - камни-"аметисты" прямо как настоящие, а ведь это стекло :)
а вот лесной гарнитур: колье в виде веточки
и серьги-паутинки
богатый и нарядный гарнитур с "жемчугом"
а вот изделия более поздних времен, тоже чувствуется эпоха
брошь
железнодорожный браслет
и "сантехнический" какой-то :)