Оригинал взят у
chronograph в
Самарская область: Сокские штольни Сокские штольни - один из интереснейших спелеологических объектов Самарской области. Разработка штолен с целью добычи химически чистого известняка в Сокольих горах началась в конце 1930-х годов. Разработка велась одновременно в нескольких местах, в последствии объединенных в одну систему. Изначально подземная разработка "Сок" была похожа на треугольник, вершиной уходящей в гору на 873 метра. В разработке использовался труд заключенных (до 1946 года - Безымянлага) и только в последние два года перед закрытием на штольнях работали вольнонаемные. Работы в штольнях прекратились примерно в 1960-61 годах. На момент прекращения подземных работ общая протяженность штолен и штреков составляла почти 53 км! Если бы Сокские штольни сохранились в первозданном виде до наших дней, то они занимали бы 2-е место по протяженности в России, но ситуация сложилась иначе. Прямо над штольнями в конце 1940-х началась разработка месторождения открытым способом. Карьер продолжал углубляться и настал момент, когда на отметке 48 м он достиг штолен. 1/3 часть штолен была срыта, а часть оставшихся галерей обрушилась. Разработка карьера велась до начала 1990-х годов, пока он не был выработан полностью. На сегодняшний день в группе Сокских штолен насчитывается 8 объектов (частей) с общей протяженностью 28 км. Экскурсию по Сокским штольням провел известный самарский спелеолог Пётр
yacubson Якубсон, за что ему большое спасибо.
01. За неприметным маленьким входом в Сокольих горах недалеко от реки Сок скрывается целый подземный мир. Это центральный ("централка") вход в Сокские-1 (точнее 1/3).
02. В штольнях очень важно соблюдать правила техники безопасности. Если у вас нет опыта посещения подобных мест, не в коем случае не ходите сюда без проводника. Войдя внутрь следует обязательно вписать в журнал время прихода и количество человек, а по возвращении записать время выхода. На фото Пётр
yacubson 03. Штольни поражают своими масштабами. Чем дальше уходишь, тем выше становятся потолки. Спелеологи из Москвы сделали недалеко от входа подвесной мост. На мосту - Анастасия
philippova-av Филиппова
04. Вид моста сбоку.
05. Чудеса длинных выдержек. Пару слов по поводу фотосъемки - само собой здесь нужен штатив. В качестве источника света можно использовать внешнюю вспышку, а лучше две с радиосинхронизаторами, либо мощные фонарики.
06. Это ещё один мост, рядом с подвесным.
07. Когда-то здесь было проведено электрическое освещение, о чем свидетельствуют многочисленные изоляторы и прочие артефакты.
08. В штольнях царит абсолютная темнота. Если выключить фонарики, то не видно ничего и найти выход практически невозможно. Был случай (2002 г.), когда одинокий турист провел в отдаленной части штолен две недели, после того как у него сдох фонарик. Хорошо, что с собой у него была вода и продукты. Туриста случайно нашла и вывела группа спелеологов.
09. Дмитрий
ruzovdmitry Рузов
10. Здесь огромное количество ходов, ведущих в разные стороны, без подготовки легко заблудиться.
11. В штольнях много брёвен (крепи), которые когда-то поддерживали потолки.
12. Внутри постоянная температура +5 градусов. Одеваться нужно соответственно, иначе летом можно замернуть, а зимой будет жарко.
13. От старости большинство брёвен (крепи) обрушилось.
14.
15.
16. Маленький штрек, называемый "Ашкой".
17. В штольнях какая-то особая атмосфера. Стены словно пропитаны болью тысяч заключенных, которые трудились здесь на протяжении почти 20 лет. Интересный (незнаю, насколько исторически верный) рассказ о труде заключенных в штольнях можно почитать (
здесь)
18. Общий объем изъятой породы составил около 1 млн. м3.
19. Изредка попадаются интересные таблички, никак не связанные со штольнями.
20. Стол.
21.
22.
23.
24.
25. ПБЛ (подземный базовый лагерь) спелеологов Самарского гос. университета. В штольнях есть и другие лагеря. На фото Пётр
yacubson 26. Пётр рассказывает, что лет семь назад здесь был обвал. Вообще обвалы случаются не часто, это самый крупный, который он помнит.
27. За 50 лет запустения в штольнях сформировался свой микроклимат, появились разные виды плесени и грибов, живущих на брёвнах, возникли популяции летучих мышей, зимой появляются сталактиты (в Сокских-2). Искусственные по своему происхождению, штольни все больше становятся похожи на естественную пещеру.
28. Специфической особенностью именно Сокских штолен является их пожароопасность. Причиной тому - бревенчатый крепеж, который широко применялся для обеспечения безопасности горнопроходческих работ и после их окончания остался в подземелье. Это десятки тонн горючего материала. Горение в замкнутом пространстве приводит к образованию угарного газа и других ядовитых продуктов, которые из-за слабой вентиляции надолго заполняют пространство.
29. Самая большая трагедия произошла в мае 1999 года. Тогда от удушья и отравления угарным газом в Сокских лабиринтах погибли 7 человек.
30. Здесь целый "лес" из крепей. Усиленные крепи в основном устанавливались над узкоколейкой, на перекрестках, либо где стояло какое-то оборудование.
31. Фрагмент трубопровода, по которому подавали сжатый воздух для отбойников. Подобная механизация появилась незадолго до закрытия штолен, до этого основными инструментами рабочих были кирка и лопата.
32. Фрагмент крепей.
33.
34. На одном из брёвен сохранились надписи "2 бис" и "3 штл", Пётр говорит, что они остались со времен разработок.
35.
36. Крепь кострового типа для поддержания потолка. Всё давно сгнило и покрылось плесенью.
37. Кто-то повесил на крепь табличку "Комната-музей". В этом есть какой-то смысл. По сути музеем являются все эти штольни. Кстати, местные спелеологи давно хотят создать музей горного дела Самарской области, либо в Самаре, либо где-то недалеко от штолен. Неплохое направление для туризма, по-моему, если тщательно всё продумать.
38. Во многих штреках проходила узкоколейка, по которой возили вагонетки с камнями.
39.
40. Чем дальше уходишь, тем больше интересного попадается. Вот например яма для ремонта подвижного состава. До сих пор сохранился запах машинного масла.
41. Рядом на шпалах стоит стол с железками, очевидно здесь проходил ремонт мотовозов.
42.
43. Крыша от мотовоза.
44.
45. А вот и сам мотовоз, вернее то, что от него осталось.
46.
47.
48. Вагонетка. Над ней к потолку кто-то приделал рельсы.
49. Сохранившиеся рельсы.
50. Подземный базовый лагерь.
51. Ещё один.
52. И ещё. Любители подземелий нередко приезжают в штольни с ночёвками.
53. В дальних штреках и обвалах можно увидеть небольших летучих мышей.
54. Вот целая семейка.
55. Крепь кострового типа.
56. Разрушенная крепь.
57. Семь часов проведенных в штольнях пролетели как пять минут. Да, здесь холодно и жутковато, но оно того стоило.
В записи использована часть материалов из журнала "Спелеология Самарской области" (№7 за 2013 год)