В четверг довелось побывать на МАКСе 2013. Тогда была еще бизнес-часть выставки, поэтому мне удалось посмотреть экспозицию без рекордных толп, которые салон собрал в выходные.
Фотографий там сделал немало, и решил оформить их в новую форму фоторепортажа - в GIF. Кажется так можно лучше сформировать представление о макетах в павильонах и о фигурах высшего пилотажа в небе.
Дайте время на загрузку всех изображений, и приступим.
Территория авиасалона условно делится на три части: экспозиция на открытом поле - там стояли самолеты, вертолеты, системы ПВО и один дирижабль; закрытые павильоны - там представлялись производители комплектующих, оборудования, у Роскосмоса был свой павильон; и третья часть - поле для наблюдений за полетами.
На фото "Ресурса-П" я набросал примерную схему своего маршрута:
С погодой не повезло - было пасмурно, съемка под открытым небом не предвещала красочности, поэтому, в надежде, что распогодится, первым делом отправился в павильоны. (Как стало ясно через пару дней, мое "не повезло с погодой" не шло ни в какое сравнение с тем как людям не повезло с ней в субботу).
На подходе к павильонам, приветственно махали ладошками пролетающим самолетам, радары ПВО:
Представляю в какое грозное оружие можно превратить обычный контейнеровоз, если забить его такими "контейнерами".
Содержимое павильонов представляло интерес прежде всего для профессионалов, кто уже что-то строит авиакосмическое или собирается этим заняться, но там было на что посмотреть.
Современный перспективный вертолет Ка-62 (оказалось макет :( ).
Взгляд в кабину порадовал современным салоном с отсутствием десятков циферблатов всяких -ометров.
Ракетные детали нашлись еще до космического павильона. Легендарный двигатель НК-33, который так и не добрался до Луны в составе ракеты Н1, но спустя сорок лет обрел вторую жизнь на американской частной ракете Antares.
А эти экспонаты - другой повод вспомнить частную космическую программу США.
Это продувочные макеты двух схем, которые могут стать достойным конкурентом для Grashopper компании SpaceX. Это два типа возвращаемых первых ступеней российской ракеты-носителя "Ангара". Во время запуска ракеты они должны работать как разгонные блоки, потом отсоединяться на высоте примерно 70 км, и совершать самолетную посадку на обычные аэродромы. Учитывая нынешнее развитие беспилотников, схема должна стать очень простым и элегантным способом снижения стоимости орбитальных запусков.
Судя по названию его посадка предполагалась где-то в районе озера Байкал, при условии пусков с Байконура.
Обычная "Ангара"
Проблема только в том, что "Кузнечик" Элона Маска уже во всю по Техасу прыгает, а у нас только макеты с выставки на выставку уж больше 10 лет возят. А ведь еще в 2001 году Олег Соколов, представитель центра имени Хруничева подчеркивал, что "Байкал" пользовался на авиакосмическом салоне «МАКС-2001» большим вниманием зарубежных специалистов: "Практически мы завершили переговоры о разработке подобной ступени для ракеты-носителя Ариан-5 Европейского космического агентства, ведем переговоры с американскими фирмами Боинг и Локхид". Мда... а воз "Байкал" и ныне там.
"Энергия" привезла макет ППТС - перспективного корабля, который должен стать заменой "Союзу" и обеспечить возможность доставки экипажей до Луны and beyond.
Макет далек от достоверности, например сопла на корпусе - это наклейки. Для просмотра внутреннего интерьера была предусмотрена лесенка к входному люку, но у нее всегда дежурил специальный человек, который допускал к просмотру только специальных людей, в число которых я не входил.
А вот единственная ближайшая межпланетная надежда России - Луна-25. Раньше ей дали неудачное название "Луна-Глоб", но потом-таки отважились продолжить советскую нумерацию, признав преемственность с той эпохой.
На дальнем плане изображен - "Лунный полигон" - концепция автоматической исследовательской базы, которую вынашивают в НПОЛ.
Недавно стало известно, что запуск Луны-25 снова откладывается. Сначала про 2015 говорили, теперь уже "Не раньше 2016-го".
О ГЛОНАСС напоминало крайне мало экспонатов. Видимо до сих пор там все находятся под впечатлением недавнего запуска. Нашлась только вот такая аппаратура:
Исследовательский центр Келдыша представил макет своей передовой разработки - ядерного ракетолета.
Хотя правильнее его называть ионолет, поскольку ядерный реактор у него вырабатывает электричество, а им уже производится разгон рабочего тела в двигателях на ионной тяге. Но раз сами пишут "ракетолет", то и нам можно.
Пресытившись макетами, я отправился к стационарной выставке действующих моделей.
Начал с исторической части. Этот МиГ-3, насколько я знаю - полная рабочая реплика. Наверно, только боевого оружия не хватает. Но летает он точно.
Когда моя цель была достигнута, на взлетную полосу выкатился гигант Airbus A380-800. Самолет поразил своими размерами и характеристиками по вместимости - до 853 человек, при этом у него очень короткое расстояние пробега на взлете и посадке. Конечно, на выставке он летал пустой, но и так должен быть весьма удачной машиной.
Гвоздем программы, конечно же были военные самолеты. Пилотов гражданских было даже немного жалко, они старались как могли, но понимали, что никогда не сорвут столько оваций и восторженных криков как это делали "сушки" и "миги".
МиГи, конечно, полностью оправдывают свое название - носятся как угорелые, отказываясь попадать в фокус. У "сушек" есть несколько приемов, которые позволяют им практически зависать в воздухе, поэтому сфокусироваться легче.
В небо полетела легкая авиация: модернизированная иномарка "Ан-2-100" и прочие "Рысачки".
К сожалению, время поджимало и пришлось отправляться на автобус. Уже почти у проходных меня снова настиг рев двигателей и над МАКСом промчался Т-50.
Самолет, безусловно, шикарный. Даже любопытно насколько аэродинамические требования, формирующие облик аппарата, оказываются гармоничны с эстетическим восприятием человека.
Возвращался я со смешанными чувствами. С одной стороны гордость за авиацию: машины летают, пользуются спросом по всему миру. Наверно, если какие полимеры и утратили, то наладили производство новых. С другой стороны, при таком научно-техническим потенциале, какого хрена почему мы не можем отправить ни одной рабочей межпланетной станции уже двадцать с лишним лет, и даже околоземные спутники государство уже заказывает во Франции?!
Впрочем ответ на поверхности: авиация - это конкурентная отрасль, продукция которой пользуется спросом и приносит живые деньги. Прибыль же от успешной межпланетной экспедиции неопределенна, а имиджевые убытки в случае провала - очевидны. Вот и получается, что она никому не нужна... кроме нас с вами.
За организацию поездки выражаю благодарность компании "Даурия Аэроспейс" и лично Ляне Машуковой.