Оригинал взят у
deletant в
Музей ВВС в Монино Общий осмотр музея
1. Монино - авиационный посёлок до последнего кустика. Аллея по дороге от станции к музею обозначена чудом сохранившимися стелами.
2. Ко Дню Авиации их подкрасили.
3. Первое, что видит посетитель на открытой площадке музея ВВС - гигант В-12. Он настолько сильно приковывает к себе внимание, что окружающих самолётов никто не замечает.
4. А зря. Справа от входа находится самый первый экспонат музея - бомбардировщик Ту-4. В 1958 году он был отремонтирован в ангаре № 6 (ныне там стоят самолёты времен войны), но тогдашний начальник академии С. А. Красовский решил не передавать его в строевую часть, а основать в Монино музей. Самолёт находится в уникальной сохранности, фотографии его интерьеров можно посмотреть
на сайте музея. История же Ту-4, появившегося как копия американского носителя атомной бомбы B-29, лучше всего рассказана рассказана в фильме
«Суперкрепость по-русски».
5. По соседству стоит самолёт уже чисто отечественной разработки - реактивный Ту-16. На его основе Туполев сделал первый реактивный пассажирский самолёт - Ту-104.
6. Т-4, больше известный как «Сотка», стал значительным этапом в советском авиастроении. Много рассказывать о нём здесь не имеет смысла, лучше ознакомиться с фильмом
«Трагедия „Русского чуда”». Заметим только: при переводе носовой части в положение для сверхзвукового полёта окна кабины полностью перекрывались, и лётчикам приходилось ориентироваться исключительно по приборам, в отличие от Ту-144 или Ту-160.
7. Корпус «Сотки» был изготовлен из титановых сплавов. Самолёт достигал в полёте скорости в 1,7 Маха.
8. В неприметном уголке музея, за ангаром № 8 скрываются образцы малой авиации. Справа пассажирский Бе-32. За способность совершать боевой разворот (без пассажиров) его прозвали «гражданским истребителем». Слева - реактивный польский «кукурузник» М-15, прозванный в честь демона «Бельфегором».
9. Зайдём в ангар № 8 «Уникальные летательные аппараты», которые здесь стоят на полу и парят под крышей.
10. Реплика французского биплана «Вуазен» времён Первой мировой. Киноактёр: снимался в фильмах «Неуловимые мстители» и «Служили два товарища».
11. Первый лётный экземпляр первого цельнометаллического самолёта АНТ-2, построенный в 1924 году.
12. Через стекло можно заглянуть в кабину стратостата СССР-1.
13. Турболёт в представлении не нуждается. Своим читателям настоятельно рекомендую посмотреть фильм
«Смертельная вертикаль лётчика Гарнаева».
14. А вот экспонат, появившийся в музее два года назад - космический аналог «Бурана»,
БОР-5. Видно, как сильно он обгорел при входе в плотные слои атмосферы.
15. Между ангарами расположились вертолёты Миля, Камова, Яковлева и даже один «летающий банан» Пясецкого.
16. У седьмого ангара расставлены вертолёты-малютки.
17. За ангаром стоят, напротив, гиганты: Ми-6 и Ми-26.
18.
19. По обширному 4-му сектору расставлены самые крупные самолёты, военно-транспортные и пассажирские. Первый лётный экземпляр Ту-114. О нём будет рассказ во второй части.
20. Первый в мире сверхзвуковой истребитель вертикального взлёта и посадки Як-141, разрабатывавшийся на замену Як-38, но не дошедший до серии.
21. Ещё один новый экспонат музея - учебно-боевой Як-130. На его перевозку из Жуковского деньги собирали всем миром, я тоже приложился.
22. Под килем гиганта Ту-95 прячется реактивный «малыш» Ла-15 весом две с половиной тонны.
23. А рядом удивляет формами наш самый первый турбореактивный истребитель МиГ-9.
24. Но как далеко Микоян успел уйти за двадцать лет! МиГ-25 - обладатель множества мировых рекордов, уникальная по скоростным и высотным характеристикам машина.
25. Беспилотный разведчик Ту-141, до сих пор находящийся в строю.
26. Его пусковая установка.
27. Возле БПЛА стоит санитарный Ли-2, которым активно занимаются реставраторы.
28. В День открытых дверей можно было заглянуть внутрь фюзеляжа.
29. Рядом с самолётом небольшая экспозиция медицинских принадлежностей, звучат песни времён войны.
30.
31.
32. В центральном секторе музея стоят гиганты-красавцы 3М, Ту-95, М-50...
33. Первый прототип истребителя поколения «4++» Су-35 - Т-10М-1, переделанный из серийного Су-27.
34. Аллея «Сушек». На переднем плане перехватчик Су-9Б, за ним - первый серийный Су-17.
35. Новый экспонат музея, переданный после расформирования Монинской учебно-аэродромной базы Академии им. Н. Е. Жуковского - второй лётный экземпляр Ту-22М3.
36. Шасси ракетоносца. Сейчас на вооружении стоят 150 таких машин.
37. Аналогичным путём попал в музей Ил-76М. Он долгое время служил учебным пособием ВВИА. В свою очередь, В Монино его доставили после капремонта: в Прибалтике он сел на полосу с невыпущенными шасси.
38. Внутри самолёт в идеальном состоянии, в этом
можно убедиться в блоге у
igor113.
39. Вид с трапа Ту-114. Выглядит. как будто Ил-76 «рожает» из брюха другое учебное пособие ВВИА - Су-27.
40. На краю музея находится самое печальное место. Это так называемое «кладбище самолётов», на самом деле - отстойник. Почти вся эта техника до 1995 года служила учебными пособиями ВВА им. Гагарина, когда была передана в музей, часть в плохом состоянии. Вся она была в экспозиции до августа 2004 года, когда её стащили на край территории. Здесь она сильно пострадала и продолжает страдать от рук вандалов. Справа видны остатки МиГ-23МЛ, слева - Ми-24П.
41. Рядом лежат четыре Як-28 различных модификаций: учебный Як-28У, самолёт радиолокационной борьбы Як-28ПП, а также бомбардировщики Як-28Л и Як-28БЛ.
42. Миг-25РБ без крыльев. Насколько я понял, эти самолёты разбирают на детали для ремонта находящихся в экспозиции машин, то есть все они обречены.
43. Летом 2012 года на бывшей ВПП Монинского аэродрома была расставлена техника аэродромного обслуживания, видимо от расформированной Академии. Охранялась солдатиками. Там был один старинный грузовичок, а у пары «Камазов» кабинами всмятку. Сейчас технику убрали.
44. Тогда же на поле стоял этот красавец Ту-95МС. К нему можно было свободно подойти и рассмотреть, он стоял за территорией музея и не охранялся.
45. Он в 1988 году самостоятельно сел на Монинском аэродроме и долгое время служил учебным пособием Академии им. Жуковского. Возможно, он и сейчас работоспособен.
46. Передняя стойка шасси.
47. Что у самолёта внутри -
можно посмотреть всё у того же
igor113.
48. На самолёте стоят четыре турбовинтовых двигателя НК-12МП мощностью 11 185 л.с.
49. Диаметр каждого из винтов 5,6 метра.
50. Задние четырёхколёсные шасси оборудованы тормозами.
51. Размах крыла Ту-95 составляет 50 метров.
52. В кормовой части расположена кабина с двумя 23-мм автоматическими пушками ГШ-23.
53. Сейчас этот самолёт уже загнали на территорию. Теперь в коллекции музея ВВС два Ту-95, модификаций «Н» и «МС». И это не может не радовать.