ZAVODFOTO из ЖЖ: Из серии Заброшенные заводы: На границе эпох

Aug 22, 2013 18:00

Оригинал взят у mishainik в На границе эпох

Разгребая накопленный материал, я остановился на одном старинном руднике. Это место меня впечатлило тем, что в нем можно обнаружить четкую границу двух временных эпох. Например, деревянные шахтные стволы довоенных годов и бетонные лифтовые послевоенных годов, рельсы узкой колеи и рельсы «широкой колеи», соединенные в общую сеть.



Эти старинные выработки нами были детально обследованы и измерены лазерным дальномером, на основании чего была составлена подробная карта.
В довоенные годы на поверхности было заложено несколько самостоятельных отдельных шахт. В них добывалась руда, необходимая для советского машиностроения и промышленности - танков и «Катюш». Очевидно, позже эти шахты были объединены в одну крупную шахту, через которую и отработали оставшиеся запасы руды.
Часть старых выработок либо обвалилась, либо была погашена еще при эксплуатации. Но кое-что еще доступно осмотру и представляет собой большой исторический интерес.
Думаю следует начать наше путешествие с основных шахтных стволов исторической части, постепенно углубляясь в недра земли к более современным разработкам.
Этот шахтный ствол настолько старый, что его крепление выполнено полностью из дерева, тем не менее оно еще держит сильное давление горных пород. Название шахты я намеренно не сообщаю, поэтому по тексту назову его «шахта №1».
Видно, что ствол полностью засыпали сверху пустой породой, справа из под породы видна решетка клети.


Слева щит оборудования - сирена, телефон, рубильник и элементы управления.


Тут же был руддвор шахты №1, отделенный противопожарными воротами от остальных выработок. К сожалению, старинные выработки сейчас погребены под обвалами, поэтому совершенно недоступны. Именно туда, под завал, уходят рельсы узкой колеи, а вот электровоз «замер» уже на рельсах более «широкой» колеи (с более широкой головкой рельса). Переход с одной колеи на другую осуществлялся с помощью наварных переходов, таким образом транспорт мог перемещаться по обоим типам рельс.


Вся добываемая руда транспортировалась из добычных участков к шахтному стволу по длинному квершлагу. Для удобства перемещения шахтеров между рельсами уложен дощатый настил, такое я встречал уже в тайне №9. На более современных рудниках пешеходная дорожка оборудована в стороне от рельс с нормированным расстоянием до них.


Небольшая платформа, используемая охотниками за металлом для вывоза высоковольтных проводов


Ответвление в квершлаге, уходящее в другую старинную часть - поле шахты №2. Рядом идет труба для подачи воды в забои.


Позже, недалеко был построен лифт с этого горизонта на более нижний. Его использовали для быстрого перемещения шахтеров к нижним добычным участкам, но сейчас горизонт полностью затоплен. Камень со свистом летит вниз и входит в воду с таким грохотом и брызгами, словно взрывается морская мина.


Остатки старой вагонетки




Штрек напрямую подходил к шахте №2, рядом пробит обгонный штрек в обход ствола


Деревянный ствол шахты №2 так же как ствол шахты №1 был обшит досками и сверху полностью засыпан пустой породой.


Решетка старой людской клети


Вид в обратную сторону


Для ведения взрывных работ был построен небольшой склад ВВ - это уже более современная постройка.


Видимо, при проходке квершлага маркшейдеры немного ошиблись и выходы со склада ВВ оказались на разных уровнях относительно друг друга. На одном из выходов была построена бетонная лестница.


Ближе к полевому штреку были установлены противопожарные ворота, правда деревянные, но главная их функция - перекрыть доступ свежего воздуха к месту возгорания. Впечатлили старинные кованные петли, на которых висели створки ворот и керамический изолятор для небольшого троллея.


Стрелка на сопряжении рельсовых путей


Выходим в более современную часть, а именно - в полевой штрек со множеством ортов. Орты проходились через каждые 20 метров в рудное тело.
По ним часть отбитой руды вывозилась в небольших вагонетках к стволу, а часть переспускалась на нижний горизонт.

Все орты, естественно завалены вывалами из камеры.


Но все же есть доступные небольшие подготовительные выработки, из которых бурились шпуры для отбивки горной массы.


Шприц с солидолом для смазки бурового оборудования и скреперов


Скважина для подачи сжатого воздуха на нижний горизонт


Пробираться по ним приходится полусогнувшись


Но все они ведут к обвалам




В другой части полевой штрек изгибается и подходит к флангу рудного тела






Забавные узоры плесени, словно японский бонсай


Обрушенный ходовой восстающий


Распределитель сжатого воздуха для отбойных молотков и пневмооборудования


Хоть и доступен всего лишь один горизонт этой заброшенной шахты, тем не менее он представляет собой ценный исторический интерес.

Заброшенные, Поиск места, МЕТАЛЛУРГИЯ, ZAVODFOTO из ЖЖ, ДОБЫЧА И ОБОГАЩЕНИЕ

Previous post Next post
Up