Оригинал взят у
mishainik в
На границе эпох Разгребая накопленный материал, я остановился на одном старинном руднике. Это место меня впечатлило тем, что в нем можно обнаружить четкую границу двух временных эпох. Например, деревянные шахтные стволы довоенных годов и бетонные лифтовые послевоенных годов, рельсы узкой колеи и рельсы «широкой колеи», соединенные в общую сеть.
Эти старинные выработки нами были детально обследованы и измерены лазерным дальномером, на основании чего была составлена подробная карта.
В довоенные годы на поверхности было заложено несколько самостоятельных отдельных шахт. В них добывалась руда, необходимая для советского машиностроения и промышленности - танков и «Катюш». Очевидно, позже эти шахты были объединены в одну крупную шахту, через которую и отработали оставшиеся запасы руды.
Часть старых выработок либо обвалилась, либо была погашена еще при эксплуатации. Но кое-что еще доступно осмотру и представляет собой большой исторический интерес.
Думаю следует начать наше путешествие с основных шахтных стволов исторической части, постепенно углубляясь в недра земли к более современным разработкам.
Этот шахтный ствол настолько старый, что его крепление выполнено полностью из дерева, тем не менее оно еще держит сильное давление горных пород. Название шахты я намеренно не сообщаю, поэтому по тексту назову его «шахта №1».
Видно, что ствол полностью засыпали сверху пустой породой, справа из под породы видна решетка клети.
Слева щит оборудования - сирена, телефон, рубильник и элементы управления.
Тут же был руддвор шахты №1, отделенный противопожарными воротами от остальных выработок. К сожалению, старинные выработки сейчас погребены под обвалами, поэтому совершенно недоступны. Именно туда, под завал, уходят рельсы узкой колеи, а вот электровоз «замер» уже на рельсах более «широкой» колеи (с более широкой головкой рельса). Переход с одной колеи на другую осуществлялся с помощью наварных переходов, таким образом транспорт мог перемещаться по обоим типам рельс.
Вся добываемая руда транспортировалась из добычных участков к шахтному стволу по длинному квершлагу. Для удобства перемещения шахтеров между рельсами уложен дощатый настил, такое я встречал уже в
тайне №9. На более современных рудниках пешеходная дорожка оборудована в стороне от рельс с нормированным расстоянием до них.
Небольшая платформа, используемая охотниками за металлом для вывоза высоковольтных проводов
Ответвление в квершлаге, уходящее в другую старинную часть - поле шахты №2. Рядом идет труба для подачи воды в забои.
Позже, недалеко был построен лифт с этого горизонта на более нижний. Его использовали для быстрого перемещения шахтеров к нижним добычным участкам, но сейчас горизонт полностью затоплен. Камень со свистом летит вниз и входит в воду с таким грохотом и брызгами, словно взрывается морская мина.
Остатки старой вагонетки
Штрек напрямую подходил к шахте №2, рядом пробит обгонный штрек в обход ствола
Деревянный ствол шахты №2 так же как ствол шахты №1 был обшит досками и сверху полностью засыпан пустой породой.
Решетка старой людской клети
Вид в обратную сторону
Для ведения взрывных работ был построен небольшой склад ВВ - это уже более современная постройка.
Видимо, при проходке квершлага маркшейдеры немного ошиблись и выходы со склада ВВ оказались на разных уровнях относительно друг друга. На одном из выходов была построена бетонная лестница.
Ближе к полевому штреку были установлены противопожарные ворота, правда деревянные, но главная их функция - перекрыть доступ свежего воздуха к месту возгорания. Впечатлили старинные кованные петли, на которых висели створки ворот и керамический изолятор для небольшого троллея.
Стрелка на сопряжении рельсовых путей
Выходим в более современную часть, а именно - в полевой штрек со множеством ортов. Орты проходились через каждые 20 метров в рудное тело.
По ним часть отбитой руды вывозилась в небольших вагонетках к стволу, а часть переспускалась на нижний горизонт.
Все орты, естественно завалены вывалами из камеры.
Но все же есть доступные небольшие подготовительные выработки, из которых бурились шпуры для отбивки горной массы.
Шприц с солидолом для смазки бурового оборудования и скреперов
Скважина для подачи сжатого воздуха на нижний горизонт
Пробираться по ним приходится полусогнувшись
Но все они ведут к обвалам
В другой части полевой штрек изгибается и подходит к флангу рудного тела
Забавные узоры плесени, словно японский бонсай
Обрушенный ходовой восстающий
Распределитель сжатого воздуха для отбойных молотков и пневмооборудования
Хоть и доступен всего лишь один горизонт этой заброшенной шахты, тем не менее он представляет собой ценный исторический интерес.