«Волжанин» - это крупный завод в Волгоградской области, выпускающий городские, пригородные и междугородние автобусы. Он входит в одноименную группу компаний наряду с дистрибьюторским центром, дизайн-бюро, лизинговой фирмой, центрами инжиниринга и логистики.
Подъем на фоне падения
Предприятие было создано в декабре 1993 г. Одной из его задач был выпуск автобусов туристического класса, чем раньше в СССР и России не занимался никто. И в 1995 г. с конвейера сошли первые образцы модели «Волжанин-5268».
В последующие годы, несмотря на системный кризис в экономике, волжский завод активно разрабатывал и выпускал новые автобусы. Особо успешным стал запуск производства большого городского автобуса «Волжанин-5270». С 1995 г. первый выпущенный автобус этой серии проехал свыше миллиона километров - фактически 25 раз обогнул Землю по экватору.
В конце 90-х продукция предприятия прошла сертификацию по международной системе качества ISO 9001 - проверялся весь процесс сборки. «Волжанин» выдержал тест и получил сертификат T?V CERT на разработку и производство автобусов.
В 2003 г. завод вновь стал пионером: впервые в России был создан 15-метровый междугородний лайнер на шасси Scania. А в следующем году предприятие выпустило аналогичные модели с низкой посадкой специально для городских условий.
В 2006 г. молодое волжское предприятие вышло на международный рынок: на выставке в немецком Ганновере оно представило свой низкопольный «СитиРитм» с алюминиевым кузовом. После этого посыпались заказы из Словакии, Германии, Италии, Португалии. Первая проданная машина отправилась в Дрезден работать на городском маршруте.
Чтобы укрепить свои позиции в России, «Волжанин» открыл представительство в Санкт-Петербурге, годом позже начала функционировать новая производственная площадка в Баксане (Кабардино-Балкария).
Новое испытание
Если в роковые для российской промышленности 90-е гг. «Волжанин» парадоксальным образом шел на подъем, то мировой кризис 2008 г. серьезно пошатнул его положение. По словам генерального директора Алексея Бакулина, завод попал в финансовый вакуум: кредитные ресурсы стали практически недоступными, клиенты оказались не в состоянии вовремя гасить долги за поставленные автобусы, а предприятие, в свою очередь, - расплачиваться с поставщиками.
В 2009 г. «Волжанин» был загружен только на 30%, руководству пришлось ввести четырехдневную рабочую неделю, сократить штат и урезать зарплату. Часть продукции отправлялась на склад. Кризис отодвинул на задний план реализацию таких проектов, как создание автобусов среднего класса, а также электробуса для городских маршрутов.
Выправить ситуацию удалось благодаря государственным программам. Первая из них - это обновление автобусного парка страны. Вторая - поставки специализированной техники для госструктур: это передвижные офисы и штабы, мобильные медицинские центры и станции переливания крови, автобусы для перевозки людей с ограниченными возможностями, спортивных команд и т.д. В 2009 г. «Волжанин» выиграл конкурс на поставку 76 машин для Минздравсоцразвития, Министерства внутренних дел и Минобороны.
Кроме того, для удешевления производства завод отказался от импортных запчастей из дальнего зарубежья. Необходимые детали закупались теперь в Татарстане и Белоруссии. Вместо использовавшихся ранее шасси Scania междугородние автобусы «Волжанин-5285» стали оснащаться колесами собственного заводского производства. Это снизило стоимость машин почти на 20%.
Я играю на «гармошке»
Но самое важное достижение кризисных лет - на местах остались все ведущие специалисты. И когда в 2010 г. вернулись крупные заказы, а сеть сбыта выросла до 5 крупных дистрибьюторских центров и 12 партнеров, на заводе взялись за создание городского сочлененного автобуса с низкой посадкой - он представляет собой два вагона, соединенные резиновой «гармошкой».
В 2011 г. на «Волжанине» было выпущено 502 машины - вдвое больше, чем 6 лет назад. В числе прочего с конвейера сошли автобусы малого класса «Ритмикс», сконструированные совместно с индийской компанией Ashok Leyland. К весне 2012 г. было выпущено уже более 200 «Ритмиксов». Эти автомобили могут стать достойными конкурентами пассажирских «Газелей», а то и вовсе заменить их. Помимо внутреннего рынка, «Ритмиксы» будут поставляться в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
С 2011 г. компания присутствует и на украинском автотранспортном рынке, причем не только с готовой продукцией. В городе Красный Луч Луганской области волжане совместно с партнерами создали производственный комплекс, выпускающий городские, пригородные и междугородние машины серии «Дельта».
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
ВИДЕО О ПРЕДПРИЯТИИ:
Click to view
Источник