Оригинал взят у
guriny в
БАМ и Сибирь завтра.Три картины Г.И. Покровского. Из "Техники молодёжи" за 1974-й год. Разбирая старые журналы, наткнулся на "Технику молодёжи" за 1974-ый год. В 1974-м году БАМ только начинали строить. То есть, начинали строить повторно, во второй раз после времён довоенных. И естественно, эта дорога, которую тогда ещё предстояло проложить среди гор, лесов и болот, казалась советским людям дорогой будущего, дорогой счастья. Самый масштабный проект века, даже круче, чем туннель по Ла-Маншем, так говорили о БАМе в те годы.
И конечно, проект века должен быть творчески осмыслен, отражён в литературе и изобразительном искусстве. Без создания героического и возвышенно образа строителей будущего не обходилась ни одна из грандиозных советских строек.
Какое же будущее строили люди семидесятых? Они и сами бы хотели это знать. Строители, приезжающие на необжитую сибирскую землю видели только лес, глинистые, раскисшие дороги, комаров, заляпанные по самые уши грязью спецовки, тесные вагончики, в которых приходилось жить неизвестно сколько. Любое строительство начинается именно с этого, с огромного объёма земляных работ, с грязи и неустроенности.
Будущее было в книгах, стихах, картинах. Три таких картины и одно стихотворение и нашёл я на страницах ТМ за 1974-й год. Все они принадлежат кисти Георгия Иосифовича
Покровского - учёного, генерала, поэта и художника.
Именно так профессор Покровский представлял трассу БАМа и Сибирь в будущем.
Грандиозная красота сибирской природы оттенялась и подчёркивалась не менее грандиозными творениями человека. Картины Покровского задавали нужное направление международному конкурсу научно-фантастических картин и рисунков "Сибирь завтра".
Может быть, роясь в пыльных журналах сорокалетней давности, я найду и другие картины, посвященные будущему Сибири. Эти картины планировалось печатать на страницах ТМ и организовать передвижную выставку по будущей трассе, чтобы ознакомить с ними первостроителей.
Прямые как стрела железные дороги, гигантские, ажурные мосты, огромные сортировочные станции. Почему-то Покровский не стал рассматривать их вблизи. Какие там, в будущем будут электровозы, какие вагоны - Бог знает. До рубленых форм и "гробообразных" крыш сегодняшних электровозов он бы точно не додумался.
Как-то так получилось, что когда наступило это самое "завтра", оно оказалось гораздо скромнее того, что было нарисовано на картинах.
Оказалось, что БАМ ориентирован даже не на "завтра", а на "послезавтра". Каким будет это бамовское "послезавтра", наверное, не скажет сейчас никто. Но перспективы у БАМа есть. Ведь это самый короткий путь к Тихому океану. А под конец я выложу здесь тот самый стих Покровского, который был напечатан над первой картиной.
Здесь все пути ещё в грядущем,
Ещё в мечте,- и потому,
Таким сиянием зовущим,
Грядущий день горит сквозь тьму.
Когда над голубою далью,
На крутояре у реки,
Сверкнут внезапно рельсы сталью,
И вспыхнут станций огоньки.
И фермы вздрогнут мостовые,
И полетит их гулкий звук,
В просторы сумрачной стихии,
Тайги, туманов, туч и вьюг.
И жадно, гордо и упрямо,
Вдоль горизонта ищет взор,
В каком же месте трасса Бама,
Прорежет гребень чёрных гор.