К юбилею. История про прибытие одного еврея-хозяйственника в лесной лагерь

May 11, 2020 17:00

Концлагерь располагался на юго-востоке Польши близ одноименной деревни .
Он был создан в рамках операции «Рейнхард», целью было массовое уничтожение еврейского населения, проживавшего на территории Польши, оккупированной Германией. Впоследствии в лагерь привозили евреев из других оккупированных стран: Нидерландов, Франции, Чехословакии и СССР.[3][4]

Комендантом лагеря с апреля 1942 был оберштурмфюрер СС Франц Штангль, его штаб состоял из около 30 унтер-офицеров СС[5], многие из которых имели опыт участия в программе по эвтаназии.
Рядовых охранников для несения службы по периметру лагеря набрали из коллаборационистов - бывших военнопленных из Красной Армии, в основном (90-120 чел.) украинцев[2] - так наз. «травников», в связи с тем, что большинство из них прошли обучение в лагере «Травники»[6].

Лагерь был расположен в лесу рядом с полустанком Собибор. Железная дорога заходила в тупик, что должно было способствовать сохранению тайны.
Лагерь окружали четыре ряда колючей проволоки высотой в три метра.
Пространство между третьим и четвёртым рядами было заминировано.
Между вторым и третьим ходили патрули.
Днём и ночью на вышках, откуда просматривалась вся система заграждений, дежурили часовые.

Лагерь делился на три основные части - «подлагеря», у каждого было своё определённое назначение.
В первом находился рабочий лагерь (мастерские и жилые бараки).
Во втором - парикмахерский барак и склады, где хранили и сортировали вещи убитых.
В третьем находились газовые камеры, где убивали людей.
Для этой цели в пристройке у газовой камеры было установлено несколько старых танковых моторов, при работе которых выделялся угарный газ, подаваемый по трубам[7][4].

Большинство заключённых, привозимых в лагерь, убивали в тот же день. Лишь незначительную часть оставляли в живых и использовали на различных работах в лагере[7].

В течение полутора лет действия лагеря (с апреля 1942 по октябрь 1943 года) в нём было убито около 250 000 евреев.

В очерке «Восстание в Собибуре» (журнал «Знамя», N 4, 1945)[8] Вениамина Каверина и Павла Антокольского приводятся показания бывшего заключённого Дова Файнберга от 10 августа 1944 года[9]. По словам Файнберга, заключённые уничтожались в кирпичном здании, называемом «баней» и вмещавшем около 800 человек[7]:

Когда партия в восемьсот человек входила в «баню», дверь плотно закрывалась. В пристройке работала машина, вырабатывающая удушающий газ. Выработанный газ поступал в баллоны, из них по шлангам - в помещение. Обычно через пятнадцать минут все находившиеся в камере были задушены. Окон в стенах не было.
сверху было стеклянное окошечко, и немец, которого в лагере называли «банщиком», следил через него, закончен ли процесс умерщвления. По его сигналу прекращалась подача газа, пол механически раздвигался, и трупы падали вниз. В подвале находились вагонетки, и группа обречённых складывала на них трупы казнённых. Вагонетки вывозились из подвала в лес. Там был вырыт огромный ров, в который сбрасывались трупы.
Люди, занимавшиеся складыванием и перевозкой трупов, периодически расстреливались.

Позднее очерк вошёл в «Чёрную книгу» военных репортёров Красной армии Ильи Эренбурга и Василия Гроссмана.

1. Под Новый 1943 год из зоны уничтожения (зона № 3) бежало пятеро узников-евреев. Но польский крестьянин донёс о беглецах, и польской «синей полиции» удалось их поймать.
В качестве карательной акции в лагере было одномоментно расстреляно несколько сот заключённых.

2. Одному заключённому также удалось бежать из зоны № 1. Он укрылся в товарном вагоне под горой одежды, принадлежавшей убитым, которую из Собибора отправляли в Германию, и сумел добраться до Хелма. Очевидно, благодаря ему в Хелме узнали о происходившем в Собиборе. Когда в конце февраля 1943 года последнюю партию евреев из этого города отправили в Собибор, депортированные евреи Влодавы по прибытии 30 апреля 1943 года отказались добровольно выйти из вагонов.

11 октября 1943 года люди отказались идти в газовую камеру и бросились бежать. Некоторые из них были застрелены возле ограждения лагеря, другие были схвачены и замучены.

3. 5 июля 1943 года Гиммлер приказал превратить Собибор в концентрационный лагерь, заключённые которого будут заниматься переоснащением трофейного советского вооружения. В связи с этим в северной части лагеря (зона № 4) началось новое строительство. Бригада, в которую было включено 40 заключённых (наполовину - польские, наполовину - голландские евреи), прозванная «лесной командой», приступила к заготовке древесины, которая требовалась для строительства в лесу, в нескольких километрах от Собибора.
В охрану было отряжено семь украинцев и двое эсэсовцев[10].

Однажды двое заключённых из этой бригады (Шломо Подхлебник и Иосеф Курц, оба - польские евреи) под конвоем охранника-украинца были отправлены за водой в ближайшую деревню. По пути эти двое убили своего конвоира, забрали его оружие и бежали. Как только это обнаружилось, работа «лесной команды» была немедленно остановлена и заключённые были отправлены в лагерь.
Но по пути внезапно, по условному сигналу, польские евреи из «лесной команды» бросились бежать.
Голландские евреи решили не участвовать в попытке побега, поскольку им, не владевшим польским языком и не знавшим местности, было бы крайне трудно найти убежище[10].

Десять из бежавших были схвачены, несколько застрелены, однако восьмерым удалось скрыться. Те десять, которых поймали, были доставлены в лагерь и там расстреляны на глазах у всех заключённых.

4. В июле и августе 1943 года в лагере была организована подпольная группа под предводительством сына польского раввина Леона Фельдхендлера, который ранее был главой юденрата в Жолкеве. План этой группы состоял в организации восстания и массового побега из Собибора. В конце сентября 1943 в лагерь из Минска прибыли советские военнопленные-евреи. В составе новоприбывших находился лейтенант Александр Печерский, который вошёл в подпольную группу и возглавил её[2].

14 октября 1943 года узники лагеря смерти под руководством Печерского и Фельдхендлера подняли восстание. Согласно плану Печерского, заключённые должны были тайно, поодиночке ликвидировать эсэсовский персонал лагеря, а затем, завладев оружием, находившимся на складе лагеря, перебить охрану. План удался лишь частично -
восставшие смогли убить 11 или 12 эсэсовцев из персонала лагеря и несколько охранников-украинцев[2], но завладеть оружейным складом не удалось.
Охрана открыла огонь по заключённым и они вынуждены были прорываться из лагеря через минные поля. Им удалось смять охрану и уйти в лес.

Из почти 550 заключённых рабочего лагеря 130 не приняли участие в восстании (остались в лагере), около 80 погибли при побеге. Остальным удалось бежать.
Все оставшиеся в лагере были убиты немцами на следующий день.

В последующие две недели после побега немцы устроили настоящую охоту на беглецов, в которой участвовали германская военная полиция и охрана лагеря. В ходе поиска было найдено 170 беглецов, все они были тут же расстреляны. В начале ноября 1943 года немцы прекратили активные поиски.

В период с ноября 1943 года и до освобождения Польши ещё около 90 бывших узников Собибора (тех, кого немцам не удалось поймать) были выданы немцам местным населением либо убиты коллаборационистами.

Из остальных 80-ти до конца войны дожили 53 участника восстания[11].
четверо из них оставались еще живы на начало 2018, спустя 75 лет после событий.

Восстание в Собиборе осталось единственным удачным восстанием из лагеря смерти за все годы Второй мировой войны.

Алекса́ндр Аро́нович Пече́рский

Родился 22 февраля 1909 года в Кременчуге. Сын адвоката, еврей. В семье было четверо детей.В 1915 году с родителями переехал в Ростов-на-Дону.
В 1931-1933 годах проходил службу в армии.
Работал электриком паровозоремонтного завода[3], закончил университет, руководил художественной самодеятельностью[4]. С 1936 года работал инспектором хозяйственной части в Ростовском финансово-экономическом институте[5].

22 июня 1941 года в первый день Великой Отечественной войны Печерский был призван в армию и принимал участие в боевых действиях... техника-интенданта 2 ранга, соответствовавшее воинскому званию «лейтенант» и служил в должности делопроизводителя 596 КАП 19-й армии[4][6]. По некоторым данным, вынес на себе из окружения раненого командира[3].

В октябре 1941 года попал в окружение под Вязьмой, был ранен и попал в плен к немцам. В плену переболел тифом, но выжил.

В мае 1942 года пытался бежать из плена с четырьмя другими заключёнными. Побег сорвался, и беглецов отправили в штрафной лагерь, где во время медосмотра охранники выяснили еврейское происхождение Печерского[4][6].
18 сентября 1943 года в составе группы заключённых-евреев Печерский был отправлен в лагерь уничтожения Собибор, куда прибыл 23 сентября[7]. Там он стал организатором и руководителем восстания заключённых.
*
*

Восемь евреев из числа бывших советских военнопленных Печерский привёл в Белоруссию, где они вступили в партизанские отряды. 22 октября 1943 года вступил в партизанский отряд имени Щорса, где воевал подрывником, пока советские войска не освободили Белоруссию[7]. Остальные попали в отряд имени Фрунзе. В партизанском отряде Александр Аронович вместе с боевой группой пустил под откос два немецких эшелона.

После воссоединения с красноармейскими частями Печерского арестовали и отправили в штурмовой стрелковый батальон - разновидность штрафбата[8][7].

Командир батальона майор Андреев был потрясён рассказом Печерского о Собиборе и вопреки запрету покидать расположение батальона разрешил Печерскому поехать в Москву, в «Комиссию по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их пособников».

В комиссии рассказ Печерского выслушали писатели Павел Антокольский и Вениамин Каверин, которые на его основе опубликовали очерк «Восстание в Собиборе»[9]. После войны очерк вошёл во всемирно известный сборник «Чёрная книга»[10].

Сборник был запрещён цензурой к изданию в СССР в 1947 году[6][11].
В России впервые издан в 2015 году[12][13].

Воюя в рядах 15-го штурмового батальона в составе 1-го Прибалтийского фронта, при наступлении на город Бауcк 20 августа 1944 года был ранен в бедро осколком мины и после четырёх месяцев лечения получил инвалидность. В подмосковном госпитале Печерский познакомился со своей женой Ольгой Ивановной Котовой[3][4][6].

После окончания войны Александр Печерский вернулся в Ростов-на-Дону, где жил перед войной. Работал администратором в Театре музыкальной комедии.

За проявленную в бою храбрость 19 мая 1949 года Александр Печерский был представлен к награждению орденом Отечественной войны II степени, однако 10 июня 1949 года ростовский облвоенком генерал-майор Сафонов изменил награду на медаль «За боевые заслуги»[15].

В 1948 году во время политической кампании преследования так называемых «безродных космополитов» Печерский потерял работу. После этого он пять лет не мог устроиться и жил на иждивении жены.
После смерти Сталина Печерский смог устроиться на работу на комбайновый завод Ростсельмаш[6].

В 1963 году Александр Печерский выступил свидетелем обвинения на процессе одиннадцати охранников лагеря Собибор[7].

умер 19 января 1990 года (80 лет) и похоронен на Северном кладбище Ростова-на-Дону.

Орден Заслуг перед Республикой Польша (2013 год, посмертно)[19],

Орден Мужества (2016 год, посмертно)[20]

История уничтожения лагеря Собибор стала частью обвинений на Нюрнбергском процессе. Международный трибунал хотел видеть Печерского в качестве свидетеля, однако советские власти его в Германию не выпустили.

О лагере Собибор и восстании в нём написан ряд книг[21]. Сам Печерский в 1946 году издал книгу воспоминаний на идише - «Дэр уфштанд ин Собибур» («Восстание в Собиборе»).

В 1987 году в Великобритании (при участии Югославии) режиссёр Джек Голд (англ.) снял блокбастер «Побег из Собибора» по книге Ричарда Рашке.

Главную роль - Александра Печерского - сыграл известый актер Рутгер Хауэр.
Хауэр за роль Солдата Саши получил «Золотой глобус»

история, война

Previous post Next post
Up