Jan 27, 2012 11:03
Вот почему я созвал воспитателей и сказал им:
-- Ваш долг не убить человека в маленьких людях, не превратить их в
муравьев, обрекая на жизнь муравейника. Меня не заботит, насколько будет
доволен человек. Меня заботит, сколько будет в нем человеческого. Не моя
забота -- счастье людей. Кто из людей будет счастлив -- вот что меня
заботит. А довольство сытых возле кормушки -- скотское довольство -- мне не
интересно.
Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы -- пустота, обогатите их
образами и картинами, на которых видны связующие нити.
Не отягощайте детей мертвым грузом фактов, обучите их приемам и
способам, которые помогут им постигать.
Не судите о способностях по легкости усвоения. Успешнее и дальше идет
тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познанию --
вот главное мерило.
Не учите их, что польза -- главное. Главное -- возрастание в человеке
человеческого. Честный и верный человек гладко выстругает и доску
Научите их почтению, потому что насмехаться любят бездельники, для них
не существует целостной картины.
Боритесь против жадности к вещному. Они станут людьми, если вы научите
их тратить себя, не жалея; если человек не тратит себя, он закостеневает.
Научите их размышлению и молитве, благодаря им расширяется душа.
Научите не скудеть в любви. Чем заменишь любовь? Ничем. А любовь к самому
себе -- противоположность любви.
Карайте ложь и доносительство. Бывает, что и они помогают человеку и на
первый взгляд в помощь царству. Но силу рождает только верность. Нельзя быть
верным одним и неверным другим. Верный всегда верен. Нет верности в том, кто
способен предать того, с кем вместе трудится. Мне нужно сильное царство, и я
не собираюсь основывать его мощь на человеческом отребье.
Привейте им вкус к совершенству, ибо любое дело -- это путь к Господу,
и завершает его только смерть.
Не учите их, что главное -- прощение и милосердие. Плохо понятые, обе
эти добродетели обернутся потаканием нечести и гниению. Научите их благому
сотрудничеству -- общему делу, где каждый в помощь благодаря другому. И
тогда хирург поспешит через пустыню к человеку с разбитой коленкой. Потому
что речь идет об исправности повозки. А вожатый у них один.
Человечество,
Детки