Белкомур

Oct 02, 2008 11:34

Одним из самых значимых инфраструктурных проектов Пермского края последние лет пятнадцать значилась железная дорога Белкомур (Пермь - Кудымкар - Сыктывкар - Архангельск), которую планировали строить в т. ч. для стимулирования экономического развития тогда еще Коми-Пермяцкого автономного округа.

Проект действительно привлекательный, но с мертвой точки сдвинуть его никак не удавалось. На тот момент Белкомур имел целый ряд минусов. Основным минусом (причем неосознаваемым) было его видение в формате Юг-Север - строительство предполагалось от Транссиба со станции Григорьевская Свердловской железной дороги в Кудымкар, Гайны и дальше на север. Таким образом эта новая ветка дублировала бы целый ряд уже существующих железнодорожных линий, так что РЖД выступала против этого нового строительства.

Шли годы, а воз был и ныне там. Белкомур существовал только на совещаниях чиновников и на страницах газет.
Долго смотрел я на эту бурную бесплодную активность пермских властей и, в конце-концов, принял посильное участие - отправил нижеприведенный текст в администрацию Пермского края. Ответ исполнителя был классическим: "есть выдающийся утвержденный проект, одобренный всеми выдающимися экспертами, а ты отвали". Шло время, а ситуация продолжала топтаться на месте.

Но в прошлом году руководство профильного министерства в Правительстве края поменялось. Я повторил попытку. И, о чудо, новый министр воспринял идею. Правда, будучи давним знакомым, поржал надо мной для приличия: "что за письма в жанре городского сумасшедшего?" Но идею обсудил, аргументы услышал, идею продвинул. И хотя в жизнь воплощается лишь треть нашего замысла, но проект сдвинулся с мертвой точки. И это радует.

Белкомур и Коми-Пермяцкий округ

Действительно, для развития Коми-Пермяцкого округа нужен какой-то импульс, а железная дорога Урал - Архангельск актуальна.

Но если посмотреть на ситуацию шире и взглянуть на карту России, то можно увидеть перспективный широтный транспортный коридор Кузбасс - ХМАО - Верхнекамье - порты Северо-Запада (Санкт-Петербург, Архангельск, Мурманск).

Россия - вытянутая страна, где основной объем перевозок идет по линии Восток-Запад, а не Север-Юг.
Уже сейчас интенсивность движения на участке Сибирь - Урал довольно высока. А что будет через 5 лет? Справится ли существующая железнодорожная сеть с растущим объемом грузоперевозок? А ведь фундамент будущего закладывается именно сегодня.

На месте перспективной магистрали Кузбасс - Томск - Нижневартовск - Сургут - Ханты-Мансийск - Ивдель - Красновишерск - Гайны - Котлас - Санкт-Петербург с примыкающими коридорами Соликамск - Гайны - Сыктывкар - Архангельск и Глазов - Сыктывкар уже есть несколько довольно протяженных разрозненных участков, которые нужно лишь соединить. И это уже постепенно происходит: в Томской области есть желание продлить тупиковую ветку Томск - Белый Яр до Нижневартовска, а в ХМАО - построить ветку до Ханты-Мансийска. Но регионы продвигают свои частные проекты, и, к сожалению, мало кто мыслит и действует в интересах всей России.

Эта объединенная магистраль выполнит сразу несколько важных функций в масштабах России, Пермского края и других субъектов Федерации:
- Развитие транспортной инфраструктуры важнейших для страны сырьевых и промышленных регионов и освоения новых территорий. Эта железная дорога получит серьезные грузопотоки: уголь Кузбасса в порты Северо-Запада, нефть ХМАО на Дальний Восток и в порты Северо-Запада, бокситы и глинозем республики Коми на алюминиевые заводы Урала и Сибири, лесные грузы Западной Сибири и Северного Урала, продукцию хим. предприятий Березников и Соликамска. Причем произойдет не только перераспределение существующих грузопотоков, но и увеличение грузоперевозок за счет развития промышленного производства на прилегающих к магистрали территориях. Именно так нужно "продавать" этот проект РЖД.
- Импульс для развития депрессивных районов, в т. ч. Коми-округа.
- Импульс для развития лесной отрасли на прилегающих территориях.
- Дублирующий маршрут для загруженного участка Западная Сибирь - Урал и увеличение пропускной способности транзитного коридора Юго-Восточная Азия - Европа.
- Вынос опасных грузов из густонаселенных районов.

Причем этот проект полностью удовлетворяет требованиям, предъявляемым к проектам, финансирумым из инвестфонда России (проект должен быть инфраструктурным, социальным, масштабным и коммерчески эффективным).

Свой участок железной дороги и возможность создания в Гайнах лесопромышленного комплекса Коми-округ получит. Хотя наличие железной дороги - еще не гарантия финансового благополучия региона (Кировская область тому пример). В Коми-округе всего лишь отразилась одна из проблем сегодняшней российской экономической действительности: если в регионе нет крупного бизнеса, ориентированного на экспорт, то регион депрессивен (...)

Пермский край, Белкомур, региональное развитие, инфраструктура, Россия

Previous post Next post
Up