(no subject)

Mar 04, 2013 21:34

Из прочитанного (пост The Nurture Assumption: Why Children Turn Out the Way They Do by Judith Rich Harris в журнале random_2005).

Основная идея книги: способ воспитания детей родителями не имеет существенного влияния на их дальнейшую жизнь. Все ранее обнаруженные закономерности между воспитанием и результатом (вроде ребенку в детстве читают и он вырастает умным) объясняются генетическим сходством между родителями и детьми (ребенку читают только умные родители, и они же передают ему гены более высокого интеллекта). Вторая сильная идея книги - это то, что роль формирующей среды играет не родительский дом, а сверстники.

Другими словами, личные качества человека определяются генетикой и средой примерно в равной пропорции. Генетика зависит от родителей, а среда вопреки распространённому мнению - это не среда дома, а коллектив сверстников. Дети похожи на родителей, но если исключить из этого сходства то, что можно объяснить генетикой, то на долю домашней среды не остается ничего.

Автор по ходу книги опровергает многие популярные мнения. Например, что развод отрицательно влияет на детей. Эмпирически этот факт подтверждается тем, что дети разведенных родителей менее благополучны и сами чаще разводятся во взрослой жизни. Однако по мнению автора это опять же связано с генетикой. Родители, которые разводятся в среднем менее уживчивые, более трудные люди. Их дети наследуют эти качества через гены и потому сами испытывают в будущем трудности в личной жизни и не только. Аналогично по многим другим вопросам. Исследователи обнаруживали корреляцию и делали выводы о причинно-следственной связи, тогда как её не было, всё объяснялось третьим фактором (генами).

Наблюдения автора, которые впервые навели её на эту мысль:

  • Семья иммигрантов из России, в которых дети говорили на английском языке и вообще вели себя неотличимо от американских сверстников. Тогда как родители гораздо хуже владели языком и потому очевидно не могли обучить своих детей языку на таком хорошем уровне. Дети учились языку и манере себя вести не у родителей, а у сверстников.
  • Семьи английских аристократов, в которых воспитанием детей занимались гувернантки и прочие слуги, тогда как родители практически не вовлекались в этот процесс. Тем не менее, дети в итоге оказывались по своему поведению и манерам похожими на родителей, а не на слуг, с которыми проводили больше времени. Разгадка в том, что основная социализация детей происходила с аристократическими сверстниками в закрытых школах.
  • Разница между собственными детьми автора. Хотя они пытались воспитывать их одинаково, но старшая была отличницей без особых усилий с их стороны. А младшая стала трудным ребенком. Возможности воспитания сильно ограничены. Ребенок рождается не чистым листом бумаги, на котором родители могут написать, что вздумается.
В книге приводится много интересных фактов и наблюдений о том, как устроены взаимоотношения в детской среде. Как дети делятся на группы сначала в зависимости от их числа. Если детей мало, то групповое различие одно - дети / взрослые. Если детей больше, то девочки играют с девочками, мальчики с мальчиками. Если детей еще больше, то они делятся по возрасту. Кстати, для детей чем старше, тем престижнее. Все стремятся общаться со старшими, и никто не хочет общаться с маленькими, кроме тех, кто потерял статус среди сверстников. Если все дети одного возраста и пола, то они все равно найдут способ разделиться по самым мелким признакам. Причем будет существовать тенденция к увеличению разниц между группами (это будет культивироваться, маленькие различия сделают большими), одновременно внутри групп будет тенденция к унификации, все члены группы будут становиться более похожими. Частый пример - разделение на тех, кто учится хорошо, и тех, кто плохо. Те, кто объединились во вторую группу, принципиально не будут стремиться учиться лучше. Плохая компания - это не родительский миф. Однако повлиять на выбор друзей ребенка не так-то просто, особенно когда ему от 12 лет.

Тем не менее, все вышесказанное не значит, что родители ничего не могут поделать. Вот несколько практических рекомендаций из книги:

  • Друзья ребенка приобретаются в школе и по соседству. Так что если жить в пригороде среди среднего класса (рекомендация больше для США), а не в гетто, то с высокой вероятностью друзья ребенка будут из благополучной социальной среды.
  • Аналогично про школы. Если в школе среди учеников считается, что учиться не круто, то на вашем ребенке это отразится непосредственно. Противостоять ценностям своей группы может только взрослый и то не каждый. Так что по возможности старайтесь отдавать детей в лучшие школы, где хорошо учиться не стыдно.
  • Позаботиться о том, чтобы у ребенка не было недостатков, из-за которых он может стать изгоем (статус закрепляется довольно быстро). Одежда, гаджеты, пластическая операция в случае заметных проблем.
  • Выбор будущей профессии обычно является нейтральным вопросом, по которому детские лидеры мнений не имеют правил и на который детская групповая солидарность не распространяется. Здесь родители могут оказать существенное влияние.
  • Родители не могут существенно повлиять на жизнь ребенка вне дома, но могут существенно повлиять на его жизнь дома и на его отношения с ними. Это не мало.

PS "Способ воспитания детей родителями не имеет существенного влияния на их дальнейшую жизнь. Все ранее обнаруженные закономерности между воспитанием и результатом объясняются генетическим сходством между родителями и детьми" - крайне спорное утверждение, как и всё вытекающее из него. Перепостил эту запись исключительно ради второй части, где раскрывался тезис, что огромную роль в формировании подростка играет его повседневное окружение и, в частности, сверстники.

социальные лифты, семья – ячейка общества, социальные феномены, образование и воспитание

Previous post Next post
Up