Общинное

Mar 18, 2011 15:16


Несколько раз заикался об исторически сложившемся общинном укладе русской и российской жизни. В наших суровых природных условиях такое устройство в свое время было (а у народов Крайнего Севера и до сих пор остается) основным фактором выживания. Помогая временно отстающим, община, говоря современным языком, минимизировала риски, выступая ни много, ни мало прообразом нынешней страховой сферы.

Но при современном уровне научно-технического развития, разделения труда и бытового устройства жизнь людей организовалась и облегчилась настолько, что общинность потеряла свой смысл, а в городах и вовсе стала абсурдной. Община трансформировалась в государство и стала функционировать через механизм уплаты налогов. Так что община, на самом деле, сохранилась, просто видоизменилась, можно сказать, эволюционировала.

Раньше община сопровождала человека всю его жизнь, а ее приоритеты находились в области коллективной добычи пропитания. Смена эпох меняет акценты, и на современном этапе община в лице государства, думаю, в первую очередь должна сопровождать ребенка и подростка, помогая ему получить те знания, умения и навыки, с помощью которых он сможет самостоятельно создать всё, что захочет. Если раньше община помогала тем, кому не повезло с урожаем, то на современном этапе обществу, видимо, стоит помогать тем, кому не повезло с родителями. И вовсе не подачками и халявой какой-то. Качественным практичным образованием. Роль школы должна повышаться и расширяться - и для продвинутых, и для отстающих. И от такого подхода на самом деле все выигрывают.

Давайте скажем прямо, значительная часть родителей ни уха, ни рыла не смыслит в педогогике, науках, искусстве, бизнесе, спорте, да и вообще в жизни. Ограниченные мещане, гламурные потребители и примитивное быдло доминируют в современном обществе, и все они заводят отпрысков с соответствующими установками. Можно, конечно, такое положение дел игнорировать, пустить процессы этой области на самотек, но у любой такой истории есть своя цена: всё же чем качественнее население, тем больше в перспективе община (и в частности бюджет) от него получает, и тем меньше тратит на отстающих.

Некоторые звонкие политики жонглируют почти фашистским лозунгом “Мы будем помогать сильным”, в то время как наиболее адекватен тезис “Мы будем выращивать сильных, чтобы дальше они шли своими ногами без нашей помощи”. То же американское государство еще и потому так успешно, что, по сути, реализует именно эту модель. Правда, лишь для избранной части общества. Так что в США, вроде, и благодать, но далеко не повсеместная, а только там, где эта модель работает.

В России же о подходе, нацеленном на привитие актуальных умений и навыков, даже не заикаются. Акценты нынешней системы среднего и высшего образования всё те же, что и при царе Горохе - напичкать детишек малополезной теорией, оторванной от основ и реалий. Потому такая богатая и талантливая Россия по сию пору исполняет роль побирушки, выпрашивая инвестиции и технологии за рубежом.

Ну а шпилька дня достается Министерству образования РФ, когда гора родила мышь, то бишь ОБЖ и что-то там еще - ведь всё их творчество, по сути, свелось лишь к жонглированию названиями предметов.

социальные лифты, экономический строй, исторический процесс, общество

Previous post Next post
Up