Листая путеводители по Бельгии, я постоянно натыкалась на упоминание о бегинажах. Наиболее известный из них расположен в самом романтичном городе Бельгии - Брюгге. Какое-то время я была уверена, что речь идет о неком женском монашеском ордене, но это оказалось не совсем верным. Кстати, этимология этого термина до сих пор неясна, существует несколько версий. Одна связана с именем священника Ламберта де Бега († ок. 1180), якобы основавшего первую общину бегинок, другая - с средненижненемецким beggam - нищенствовать или древнесаксаксонским beg - просить милостыню. Существует версия, что бегинок стали называться так из-за одежды, сшитой из грубой, шерстяной ткани серо-коричневого цвета (от франц. beige - беж) Так кто же они такие - бегинки?
Стремление позднего средневековья к духовной жизни охватили все сословия, и вскоре существующие монастыри уже не в состоянии принять растущее число желающих. Зачастую ярко выраженная вражда духовенства к женщинам оставляет монастыри закрытыми для них. Таким образом, женское движение бегинок, обоснованное жизненными (крестовые войны, избыток женщин, бедность) и религиозно-мистическими мотивами, создает собственную жизненную форму за пределами монастыря. Обители бегинок возникли в XII столетия в Брабанте, и отсюда в XIII столетии распространились во Франции, Германии, Италии и Швейцарии. Упоминания о бегинках как «святых женщинах» впервые встречают в документах ХII в. города Люттиха (совр. Льеж, Бельгия). Первые бегинки - вдовы участников Крестовых походов, потеряв надежду когда-либо снова выйти замуж, организовывали женские мирские союзы, занимались благотворительной деятельностью, продавали всевозможные изделия и оказывали услуги по уходу за немощными людьми, чтобы сохранить независимость. Бегинки не давали никаких обетов, не подчинялись орденским правилам, а просто собирались под управлением свободно избранной настоятельницы для дел благочестивых. Идеалом для них служила Мария Магдалена. В любое время они могли возвратиться к частной жизни и даже выйти замуж. Жили они в особых сестринских общежитиях, иногда по 2000 сестер вместе, которые основывались первоначально вне, а потом и внутри городов и состояли из отдельных домиков, с церковью, молельной, больницей и странноприимным домом. В скором времени бегинки стали приобретать имущество путем дарственных записей и завещаний, которое доставляли своим обладательницам довольно богатые доходы, тогда как в других бегинажах сёстры искали себе пропитание трудом рук своих.
В XIII и XIV веках к ним примкнули преследуемые спиритуалы францисканского ордена (Фратричелли), а также братья и сестры свободного духа. Неясность социального существования между церковью и миром поставило бегинок чуть ли не в один ряд с еретиками-альбигойцами, что дало повод к вмешательству инквизиции, и многие бегинки были казнены. В то же время в некоторых общежитиях стала замечаться испорченность нравов, вследствие чего синод в Фецларе в 1244 году ограничил поступление в союз сорокалетним возрастом, а в 1287 году у бегинок было отнято право ведения торговых дел. С 1366 по 1378 год бегинки подвергались жестоким преследованиям, особенно на юге Франции, что заставили многих из них слиться с терциарами францисканцев. Дольше всего бегинки удержались в Германии, где во время горячо приветствованной ими реформации они получили название духовных женщин, а также в Бельгии, где в начале XX в. оставалось около 1500 бегинок, сейчас их практически нет. В 1998 г. 13 из 20 фламандских бегинажей были включены в Список культурного наследия ЮНЕСКО.
Иллюстрации - открытки конца 19 века. Сейчас бегинажи прекрасно сохранились, ежедневно толпы туристов посещают эти места, и я, конечно, не была исключением. Фотоотчет о Брюгге вывешу отдельным постом.
Источники: Хроника христианства/ Пер. с нем. В. Годфрида. - М., "Терра", 1999. С. 158.
Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. СПб, 1880