К вопросу о создании параллельной реальности

Jun 04, 2018 08:32


Сеть, распространившаяся повсеместно, с невероятной скоростью разносит всевозможную информацию. Это, конечно, дело хорошее (особенно когда речь идет о каких-нибудь относительно полезных знаниях), но нередко случается так, что вместе с чем-то правильным и во всех отношениях хорошим в сетевом пространстве начинают обитать вещи и истории весьма сомнительные. Среди произведений искусства, коими, так уж получилось, я занимаюсь и интересуюсь уже давно, есть два безусловных фейк-лидера. Это весьма популярный в рунете портрет Афродиты, настоящую историю которого я записал несколько лет назад, и как-бы-фаберже - «Яичница» или, если верить сайту Музея Фаберже, что в Баден-Бадене «Натюрморт работы Фаберже в стиле Авангард». Ссылкой на материал об Афродите мне не раз доводилось комментировать восторженные публикации знакомых. Собственно говоря, и рассказик о «Яичнице» я решил записать с такой же целью.




Помнится, информация об этой во всех отношениях примечательной вещице появилась осенью 2011 года, когда многие СМИ сообщили, что «редкое ювелирное произведение в жанре авангард купленомузеем в Баден-Бадене за 800 тыс. евро». По словам счастливого обладателя этакой диковины, основателя музея Александра Иванова: «это произведение является одним из самых интересных из когда-либо созданных Фаберже. Он не сделал более ничего подобного, и тем не менее, он конечно попал в авангард, тонко чувствуя революционные настроения того времени».

Ничего не скажешь, работа действительно интересная, и очень необычная, но, скажем осторожно, вызывающая множество вопросов у сколько-нибудь вдумчивого зрителя. Но в данном случае на все сомнения, которые могут возникнуть у относительных знатоков, можно сказать: «Ну не дурак же, на самом деле, хозяин музея, заплативший немалые деньги за столь неочевидного Фаберже? Наверное, его юристы тщательнейшим образом изучили и саму работу, и всевозможные сопроводительные документы, и провенансом поинтересовались…»

Тогда я активно сотрудничал с интернет-порталом «Голос России» и написал текстик под названием «Жареное яйцо Фаберже появилось в Баден-Бадене» - жаль, архивы «ГР» нынче недоступны. Написать-то написал, да вот не принято было там сомнениями с почтеннейшей публикой делиться, а потому я свои мысли оставил при себе. И вот пару лет назад наткнулся на вот такой прелюбопытный текст Лазаря Фрейдгейма, опубликованный в электронном журнале «Семь искусств». Сейчас ссылка у меня не работает (может, у вас откроется?), но сам текст я сохранил и привожу отрывок из него:

«…Следует отметить, что еще почти за 4 года до сообщения Музея Фаберже о приобретении необычного натюрморта в камне и серебре в альманахе Сизиф, №1 за 2008 г. появилась заметка, посвященная памяти петербургского ювелира Ю.Н. Топтунова. Заметка написана известным петербургским резчиком по камню Александром Левенталем.

В заметке-некрологе появляется вот такой абзац:

"В нашей совместной работе на тему поп-арта «Манифест 1905 года», выполненной в виде натюрморта, Юрий Николаевич не пожалел сил на виртуозное выполнение мельчайших элементов: обрывка газеты, мух, ползающих по яичнице из кахолонга и янтаря, окурка около хрустального стакана, скелетика кильки. Все эти элементы, расположенные на плоскости дореволюционного кирпича, сделанного из сургучной яшмы, выглядят настолько натурально, что кажутся реальными, а не выполненными из серебра. Именно натурализм изображения делает композицию истинным поп-артом".

Соавторство Ю. Топтунова, рано ушедшего из жизни, позволяет фиксировать, что композиция "Манифест 1905 года" была сделана не позже 2007 г., скорей всего к столетию манифеста - в 2005 г.
Александр Левенталь - один из основателей Петербургской школы камнерезного искусства. Участник и дипломант российских и международных выставок, обладатель Гран-при на Международной ювелирной выставке «Петербургский ювелир». Несколько его работ находятся в Государственном Эрмитаже.

Юрий Топтунов (умер в 2007 году) - замечательный художник-ювелир, много лет сотрудничавший с такими известными резчиками по камню, как Александр Левенталь или Сергей Шиманский. Для Ю. Топтунова прежде всего был характерен жесткий лаконизм. При кажущейся простоте приемов работы, он умел создать очень точный графический образ. Он работал при любых обстоятельствах, с утра до вечера, и лишь болезнь могла заставить его остановиться».

Несмотря на все сомнения и публикации, информация о «авангардном Фаберже» по-прежнему спокойно живет на сайте музея, а в социальных сетях нет-нет, да и появится фотография «Пролетарского завтрака» с очередной порцией восторженных, ироничных или просто умеренно остроумных комментариев.

Я вот люблю, когда мне делают смешно - хорошей шутке и рот радуется, но, все же, было бы здорово не плодить параллельных реальностей, что ли.

интересное, интернет, Фаберже, искусство

Previous post Next post
Up