К вопросу о пользе посещения краеведческих музеев

Mar 05, 2014 15:17


В самом центре Европы находится княжество Лихтенштейн - страна крошечная (площадь - всего-то 160 км²), но очень гордая. Князьям Лихтенштейна принадлежит одна из крупнейших в мире коллекций старых мастеров, небольшую - но во всех отношениях замечательную - часть которой в июне покажут в ГМИИ. Но и помимо этого уникального собрания Лихтенштейн может немало удивить.

Вадуц, столица княжества, - городок совсем игрушечный, невероятно красивый и уютный. В самом его центре, рядом со зданием парламента находится музей истории Лихтенштейна, в котором собрана всякая всячина - от портретов членов княжеской семьи и старинных знамен до модели памятной медали, созданной Сальвадором Дали и целой коллекции оленьих рогов, концептуально нахлобученных на плюшевые подушки в форме оленьих рогов. Этакий нормальный краеведческий музей, который можно найти почти в каждом провинциальном российском городке. Мы с коллегами, с трудом сдерживая зевоту, бродили по его залам и, слушая рассказ весьма колоритного экскурсовода (представьте себе Карлсона на склоне лет, с седой гривой, доходящей до середины спины и в мешковатом костюме, дополненном малоэлегантной бабочкой), вспоминали посещение  Остапом Бендером оазиса посреди пустыни.

"В музее было только восемь экспонатов:  зуб  мамонта,  подаренный молодому  музею  городом  Ташкентом,  картина  маслом "Стычка с басмачами", два эмирских халата,  золотая  рыбка  в  аквариуме, витрина  с  засушенной  саранчой,  фарфоровая статуэтка фабрики Кузнецова и, наконец, макет обелиска, который  город  собирался поставить  на  главной  площади.  Тут  же, у подножия проекта, лежал большой жестяной венок с лентами".

Когда зевоту сдерживать стало совсем сложно, мы оказались в крошечном зальчике, посреди которого в стеклянной витрине стояло… огромное яйцо работы мастеров Карла Фаберже.



«Это, безусловно, самое большое яйцо Фаберже в мире, а называется оно “Цветы яблони”», - гордо заявил наш экскурсовод и принялся зачем-то рассказывать об огромном культурно-историческом значении Фаберже. Признаться, я слушал его не совсем внимательно - слишком уж поражает вот этакое сочетание: дурацкие плюшевые оленьи головы, совсем нераритетные клинки XIX века и уникальное произведение российских мастеров.

Из рассказа  запомнилось только, что 14-сантиметровое яйцо было подарено музею 4 года назад адвокатом и меценатом Петером Гроопом, который, в свою очередь, прикупил его в 96-м году на женевском аукционе за 1,12 млн долларов.

Вернувшись в Москву, я, понятное дело нагуглил историю этого яйца. Оно было изготовлено в 1901 году, но вовсе не по императорскому заказу. Общеизвестно, что уникальные пасхальные яйца, которые ювелиры фирмы Карла Фаберже с 1885 года изготавливали для российских самодержцев, пользовались невероятной популярностью. Неудивительно, что фирма выполняла подобные заказы и для клиентов не столь высокого происхождения. Известна серия из семи яиц, подаренных золотопромышленником Александром Кельхом своей супруге. В период между 1898 и 1904 годами Александр Кельх дарил каждый год своей жене Варваре Петровне яйцо, заказанное у Фаберже с условием, чтобы оно было краше и больше императорского. После фактического распада брака в 1904 году Варвара Кельх уехала в Париж, и яиц, понятное дело, мужу не оставила. Со временем все они перекочевали к парижскому ювелиру Моргану. Одно из этих яиц принадлежит теперь английской королеве, а другое выставляется в краеведческом музее в Вадуце.

Фаберже, Лихтенштейн, искусство

Previous post Next post
Up