Готовя очередную лекцию, вспомнил
историю, которая уже несколько лет лежала в копилке. Подумалось, что пришло время ее как-то использовать, а потому - вот рассказ о случайной славе Артура Пинаджяна.
В 2007 году один деловой человек по имени Томас Шульц решил вложить деньги в недвижимость. Он присмотрел симпатичный домик на Лонг-Айленде и приобрел его за 300 000 долларов. Маклер предупредил Шульца, что гараж забит мусором - там хранится куча каких-то картин, которые предыдущий владелец собирался выкинуть на помойку, да как-то руки не дошли.
Шульц уже было собрался вызвать грузовик, чтобы отвезти содержимое гаража на свалку, но зачем-то решил повнимательнее рассмотреть, что же это за "мусор" такой. И вот тут в дело вмешался его величество Случай. По сети гуляют различные версии того, что произошло: кто-то пишет, что он был потрясен найденными картинами, кто-то упоминает, что отец Шульца был большим любителем искусства и научил сына ценить прекрасное… Сам Шульц рассказывает, что когда он увидел, что все работы в гараже подписаны одним и тем же художником, у него просто рука не поднялась отправить на свалку дело чьей-то жизни. Вероятно, это было самое разумное решение, которое он когда-либо принимал. Как сообщают мировые СМИ, Шульц обратился к экспертам, которые пришли в восторг от увиденных работ и немедленно провозгласили Артура Пинаджяна "великим абстрактным импрессионистом", чьи работы по силе воздействия на зрителя могут сравниться с шедеврами Сезанна и Гогена (Вот уж не знаю, где они там Гогена увидели, но экспертам виднее).
Понятное дело, стали изучать его биографию, и выяснилось, что в 30-е годы Артур Пинаджян увлекался комиксами и сам пытался создавать рисованные истории. Некоторые его работы даже публиковали: в гараже, среди прочего, сохранилось письмо от издателя журнала The Comics Magazine, в котором тот сообщает, что Пинаджяну причитается 30 долларов за публикацию истории The Monster Man (какое оригинальное название!). Он принимал участие в сражениях Второй Мировой войны - служил на территории Бельгии. После войны вернулся в Америку и решил отказаться от "коммерческого искусства" - стал заниматься абстракцией, бесконечно экспериментировал. Так сложилось, что его работы не привлекли внимания арт-дилеров. Считается, что на протяжении всей жизни он продал всего несколько картин, да и то - за сущие копейки. Он умер в 1999 году, распорядившись в завещании отправить картины на помойку, но наследники этого не сделали. Так они и лежали в гараже до тех пор, пока их обладателем не стал Томас Шульц.
История красивая, но что-то подсказывает, что не только привитая в детстве тяга к прекрасному не позволила Томасу Шульцу выкинуть картины из гаража. Подумать только, он оказался в ситуации, о которой иные антиквары и прочие деятели арт-мира могут только мечтать - в одночасье Шульц стал обладателем 70 000 (да-да, семидесяти тысяч, если верить авторам видео, которое можно посмотреть
здесь!!!) приятных глазу абстракций, лирических пейзажей и эротических (местами даже чересчур) картин и рисунков неизвестного художника, к тому же еще и покойного. Право слово, было бы просто глупо не использовать такую возможность.
Вряд ли мы когда-нибудь узнаем, сам ли Шульц дошел до мысли о том, что имя Пинаджяна нужно как-то раскрутить, или же кто-то из экспертов ему подсказал, но факт налицо: не прошло и нескольких лет, как о творчестве безвестного прежде художника заговорили, его работы выставляются во многих галереях и весьма неплохо продаются, вышла книга о его творчестве… Как сообщает
New York Times, в марте 2013 года на выставке в Madison Avenue gallery холсты Пинаджяна предлагались за 72-87 тыс. долларов.
Эксперты считают, что вся коллекция работ Пинаджяна может стоить около 30 миллионов долларов. Мог ли Томас Шульц предположить, что его инвестиционный проект окажется настолько удачным?