Вчера в галерее Леонида Шишкина открылась шикарная выставка одного из наиболее известных художников советского периода Юрия Пименова, приуроченная к 110-летию со дня его рождения. Это несколько расширенный текст материала,
опубликованного на "Голосе России".
Жанровые работы и портреты, пейзажи и натюрморты, эскизы театральных костюмов и книжные иллюстрации. На выставке, открывшейся в московской гостинице "Редиссон Ройал", представлено более 120 работ Юрия Пименова.
Ю.Пименов "Зеркало", 1976
Очень нежная работа, этакий идеальный Пименов 70-х. Мне, правда, кажется, что на фото цвета чуть более грубые, чем на самом деле.
Пименов - художник уникальный. В годы, когда единственным признанным художественным методом в СССР был социалистический реализм, он изящно и легко экспериментировал со стилями и создал свой, узнаваемый пластический язык. В творчестве Юрия Пименова можно увидеть отголоски самых различных художественных течений. «Новая Москва» - самая известная его работа, ставшая украшением коллекции Третьяковской галереи, является шедевром советского импрессионизма. Он был признан при жизни - немногие советские живописцы могли похвастать таким количеством государственных наград. Более того, в те годы, когда выезд из СССР был фактически закрыт для большинства граждан, Пименов не раз выезжал за границу. В этих поездках рождались замечательные работы, некоторые из которых можно увидеть на выставке.
Одной из главных задач социалистического реализма считалось воспитание социалистического, революционного взгляда на мир. Миры, которые создавал в своих произведениях Юрий Пименов, - не революционны. Даже когда художник обращается к образам рабочих, героев труда и других строителей коммунизма, он остается романтиком, а его картины подобны изысканному кружеву, сотканному из лучей света.
Ю.Пименов «Цветочница», 1944
«От своих романтических крупных брутальных полотен двадцатых годов, популярных и поныне, он постепенно пришел к циклам небольших по размеру, но тончайших по содержанию, изысканных по форме и колориту, циклам картин и рисунков несущих хрупкую поэзию повседневной жизни людей того времени. Каждый сюжет, портрет, натюрморт несет точный заряд восторга перед красотой жизни, нежности к ней, тревоги за нее», - писал о Пименове академик Борис Неменский.
Ю.Пименов «Стюардесса», 1974
Самое, пожалуй, большое удивление для меня. Изучая каталог, как-то "пробежал" эту картину, не обратив особенного внимания. Вживую - совершенно иное впечатление производит. Очень камерная и изящная.
В советское время наибольшей известностью пользовались работы Юрия Пименова, посвященные Москве, и это неудивительно: на протяжении 50 с лишним лет художник неоднократно возвращался к этой теме. В экспозиции немало живописных и графических произведений из его знаменитой серии «Новые кварталы». Вместе с тем, Пименов создал великолепную галерею портретов современников, многие из которых представлены на выставке. Специалисты особенно выделяют созданные в разные периоды портреты жены художника, Натальи Пименовой.
Ю.Пименов «Портрет Н.К. Пименовой в белой шляпе», 1943
«В моей жизни жена помогает мне чрезвычайно, - писал Юрий Пименов в книге «Земное искусство». - Она всегда моя лучшая модель, - вспоминая свои работы, сделанные за многие годы, я вижу то ее фигуру, то ее волосы или руки... Она же всегда давала мне верные советы - тогда, когда надо было принять самые честные, а, следовательно, и самые правильные решения».
Помимо вполне ожидаемых произведений классика советского искусства, посетителей выставки ждут и удивительные открытия. Так, например, в экспозиции представлены две иллюстрации романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», созданные в 1977 году.
Ю.Пименов «Маргарита, летящая на щетке». По мотивам романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»,1977
Довольно большая работа. Не самая удачная, несколько неряшлявая, что ли. На мой взгляд - нет в ней магии какой-то, того, чего ждешь от иллюстраций к такому роману.
«Душа искусства - тонкая душа, и чем сложнее и умнее будет становиться человек, тем богаче и умнее будет становиться его искусство. Искусство - дело интеллигентное, оно требует не умения ремесленника, а особого сложного строя души… в поисках настоящего, в познании мира оно не имеет берегов», - писал художник.
Ю.Пименов «Терраса. Зонтики», 1955
Совершенно фантастическая вещь, несмотря на кажущуюся простоту. Если долго на нее смотреть, начинает слышаться шум дождя.