Юрий Пименов. Тонкая душа искусства

Nov 15, 2013 12:48

Вчера в галерее Леонида Шишкина открылась шикарная выставка одного из наиболее известных художников советского периода Юрия Пименова, приуроченная к 110-летию со дня его рождения. Это несколько расширенный текст материала, опубликованного на "Голосе России".

Жанровые работы и портреты, пейзажи и натюрморты, эскизы театральных костюмов и книжные иллюстрации. На выставке, открывшейся в московской гостинице "Редиссон Ройал", представлено более 120 работ Юрия Пименова.



Ю.Пименов "Зеркало",  1976
Очень нежная работа, этакий идеальный Пименов 70-х. Мне, правда, кажется, что на фото цвета чуть более грубые, чем на самом деле.

Пименов - художник уникальный. В годы, когда единственным признанным художественным методом в СССР был социалистический реализм, он изящно и легко экспериментировал со стилями и создал свой, узнаваемый пластический язык. В творчестве Юрия Пименова можно увидеть отголоски самых различных художественных течений. «Новая Москва» - самая известная его работа, ставшая украшением коллекции Третьяковской галереи, является шедевром советского импрессионизма. Он был признан при жизни - немногие советские живописцы могли похвастать таким количеством государственных наград. Более того, в те годы, когда выезд из СССР был фактически закрыт для большинства граждан, Пименов не раз выезжал за границу. В этих поездках рождались замечательные работы, некоторые из которых можно увидеть на выставке.

Одной из  главных задач социалистического реализма считалось воспитание социалистического, революционного взгляда на мир. Миры, которые создавал в своих произведениях Юрий Пименов, - не революционны. Даже когда художник обращается к образам рабочих, героев труда и других строителей коммунизма, он остается романтиком, а его картины подобны изысканному кружеву, сотканному из лучей света.



Ю.Пименов «Цветочница», 1944

«От своих романтических крупных брутальных полотен двадцатых годов, популярных и поныне, он постепенно пришел к циклам небольших по размеру, но тончайших по содержанию, изысканных по форме и колориту, циклам картин и рисунков несущих хрупкую поэзию повседневной жизни людей того времени. Каждый сюжет, портрет, натюрморт несет точный заряд восторга перед красотой жизни, нежности к ней, тревоги за нее», - писал о Пименове академик Борис Неменский.



Ю.Пименов «Стюардесса», 1974
Самое, пожалуй, большое удивление для меня. Изучая каталог, как-то "пробежал" эту картину, не обратив особенного внимания. Вживую - совершенно иное впечатление производит. Очень камерная и изящная.

В советское время наибольшей известностью пользовались работы Юрия Пименова, посвященные Москве, и это неудивительно: на протяжении 50 с лишним лет художник неоднократно возвращался к этой теме. В экспозиции немало живописных и графических произведений из его знаменитой  серии «Новые кварталы». Вместе с тем, Пименов создал великолепную галерею портретов современников, многие из которых представлены на выставке. Специалисты особенно выделяют созданные в разные периоды портреты жены художника, Натальи Пименовой.



Ю.Пименов «Портрет Н.К. Пименовой в белой шляпе», 1943

«В моей жизни жена помогает мне чрезвычайно, - писал Юрий Пименов в книге «Земное искусство». -  Она всегда моя лучшая модель, - вспоминая свои работы, сделанные за многие годы, я вижу то ее фигуру, то ее волосы или руки... Она же всегда давала мне верные советы - тогда, когда надо было принять самые честные, а, следовательно, и самые правильные решения».

Помимо вполне ожидаемых произведений классика советского искусства, посетителей выставки ждут и удивительные открытия. Так, например, в экспозиции представлены две иллюстрации романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», созданные в 1977 году.



Ю.Пименов «Маргарита, летящая на щетке». По мотивам романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»,1977
Довольно большая работа. Не самая удачная, несколько неряшлявая, что ли. На мой взгляд - нет в ней магии какой-то, того, чего ждешь от иллюстраций к такому роману.

«Душа искусства - тонкая душа, и чем сложнее и умнее будет становиться человек, тем богаче и умнее будет становиться его искусство. Искусство - дело интеллигентное, оно требует не умения ремесленника, а особого сложного строя души… в поисках настоящего, в познании мира оно не имеет берегов», - писал художник.



Ю.Пименов «Терраса. Зонтики», 1955
Совершенно фантастическая вещь, несмотря на кажущуюся простоту. Если долго на нее смотреть, начинает слышаться шум дождя.

Юрий Пименов, выставка, искусство

Previous post Next post
Up