Как гуманизм утверждался.

Jan 29, 2011 00:01

Не любите ли вы пьяниц так же, как не люблю их я?
Вопрос инициирован прочтением литературного памятника XV|| века, "Повести и Горе-Злосчастии", а также статьи Д.Лихачева " Жизнь человека в представлении неизвестного автора XV||в."
Повесть классифицируется как знаковая и рубежная. В ней появляется тема "двойника", которая актуальна для русской литературы всех последующих веков. Двойник - это Горе, он как бы стороннее существо и одновременно часть самого героя.Дадим слово самому Лихачеву.

"Двойник губит человека и вместе с тем "искренне" желает ему "успокоения" - в могиле ли, в монастыре ли, в тюрьме или в доме для умалишенных.
Как это ни странно, но доля, судьба, горе, явившееся и привязавшееся к человеку как "эманация" его "я", его личности, снимают с него вину и ответственность за его дурные поступки. Несчастного человека, к которому привязалось его "горе", обретшее человеческий облик, читатель не осуждает и не отвращается от него - он его жалеет. Поэтому идея "двойничества", как это ни странно может показаться на первый взгляд, неразрывно связана с самыми гуманными идеями литературы, с жалостью к маленькому человеку.....
Еще ближе к теме двойника различные поучения о пьянстве, где пьяный человек, не владея собой, помимо своей воли совершает различные губящие его поступки и не может совладать с собой. ...Хмель - это первое и полное воплощение двойника главного героя."

Неужели оттуда корни русской снисходительности в тому, что совершается в состоянии опьянения? Я и до сей поры с нею сталкиваюсь время от времени. "Что с пьяного возьмешь?" И это ли гуманизм?

задело, офигеваемо

Previous post Next post
Up