Российский фильм 2010 года с Сергеем Маковецким в главной роли. Эдакий православный блокбастер. Снято качественно, красиво, Маковецкий и другие актеры играют хорошо. Однако сюжет фильма весьма неоднозначен.
Вроде бы кино о хорошем человеке - православном священнике, который «муху не обидит», в годы войны спасающем детей, помогающем военнопленным. С другой стороны, этот самый служитель культа работает на немцев в составе так называемой Псковской православной миссии.
Священник не служит в своем приходе, в латвийской деревушке, куда уехал еще после революции, а «возрождает православие» на оккупированной немцами Псковщине. Делает это он с ведома немцев и по их заданию, то есть, является их идеологическим работником. Точно таким, как староста - административным, а полицай - карательным. Захваченные туземцы должны быть контролируемы, в том числе и духовно.
Пускай священник отказывается молиться за победу немецкого оружия и пытается спасти казнимых партизан, дела это не меняет. После войны, вполне заслуженно, в ряду различных предателей - власовцев, полицаев, поп отправляется в ГУЛАГ. В фильме, конечно, показано это с надрывом и ощущением страшной несправедливости. Обязательная сцена допроса с избиением и кровавая гэбня семитского вида, конечно же, присутствуют.
Фашисты в фильме не делают почти ничего плохого - ну, повесили четверо партизан, да случайно убили девушку. В остальном, они просто душки. Православие возрождают, местных фотографируют, песни поют. Парочку немцев убивает молодой партизан, жестоко так, свирепо, не по-христиански. Не потому, что это враги, захватившие родную землю, не потому, что идет война, а исключительно по мотивам личной мести, как уголовник какой-то. (Заметим, никакой ответной реакции немцев не последовало - ни расстрела местных жителей, не сжигания домов, ничего. Европейцы, христиане!)
Убивают в фильме русские русских. Многочисленные полицаи убивают стариков и детей, похваляясь потом по пьяному делу, полицаев убивают партизаны. Натуральная гражданская война, а немцы так, мимо проходили, неся православие.
Очередной, наверное, в тысячный раз, повторяется и в этом фильме геббельсовская ложь о не подписании Сталиным Женевской Конвенции о военнопленных. Мол, мучаются советские военнопленные в лагере, где им пытается как-то помочь отец Александр, исключительно по вине Сталина, а вовсе не из-за бесчеловечной доктрины германского национал-социализма. Немцы, конечно же, не причем, во всем Сталин виноват.
Напоминаю, что СССР таки подписал Женевскую Конвенцию 1929 года о военнопленных 25 августа 1931 года. Пускай, на два года позже, но задолго до начала Второй мировой. Это никак не помешало немцам издеваться над пленными, не помешало и врать, а нынешним либералам и «православным» повторять эту ложь.
Тот факт, что в СССР в те года были действующие церкви и священники, в фильме упоминается мельком. Только церкви, превращенные в клубы, только одна возможность вернуть веру - немецкая оккупация. Иначе сразу же возникает вопрос - зачем нести православие в страну, где оно и так есть?
В общем, фильм «Поп», при внешней красоте и христианском благолепии, является весьма спорным.
Вердикт
Фильм смотреть можно (хотя бы из-за Маковецкого), но нельзя забывать, что это - типичный антисоветский пропагандистский идеологический продукт.