В блоге ЖЖ-друга
fridada обсуждается интересный вопрос - нравилось ли кому-то читать произведения классиков из школьной программы и роль уроков литературы в любви или нелюбви школьников к оным. Как обычно, в комментарии меня понесло и его размер превысил приличия. Размещу его здесь, может быть кто-то и из моих читателей имеет свою точку зрения на этот вопрос:
Я закончил школу в 1982-м. Книги из школьной программы и уроки литературы: книги были интересными, уроки были скучными, я их не любил. В то время книги для школьной программы подбирались по их соответствию партийной идеологии. Книги мы читали дома, нам задавали прочесть ту или иную книгу с такой-то страницы по такую-то. А на уроках мы разбирали эти произведения.
Я читал книгу Война и мир, пропуская французские диалоги и лирические сцены. Эпизоды же военных действий, мне очень нравились. На уроке же, мы говорили о толстовском принципе непротивления злу насилием, преподаватель больше цитировала статью Ленина "Лев Толстой, как зеркало русской революции", чем Войну и мир. Весь урок был посвящен не самому произведению, а осуждению Толстого за те или иные мысли, не совпадающие с мыслями теоретиков марскизма-ленинизма.
Если мы изучали творчество Блока, то это была поэма "Двенадцать". И мы слушали весь урок о том, что Блок молодец - принял восторженно революцию, но не молодец - уклонялся в религиозный идеализм, а религия - это опиум для народа. Тут Блок конечно подкачал.
Лермонтов в своих произведениях обличал злобный царизм и самодержавный произвол. Тургенев и Некрасов ставили целью своего творчества осудить осудить крепостничество и пресловутый самодержавный гнет. О Белинском, Герцене и Чернышевском я вообще молчу. Уроки о их творчестве были самыми унылыми. Мы по сути изучали работы Ленина о этих писателях, чем самих писателей.
И вот так - через призму Полного собрания сочинений Ленина, мы изучали литературу. И чем старше класс, тем это проявлялось сильнее. Понятно, что это убивало в нас всякое желание читать классиков. Народность, партийность в творчестве писателей стояли на первом месте, все остальное - на втором.
И в то же время, мы любили читать. Вы может быть не поверите, но мы в те времена ходили в читальный зал детской библиотеки. Брали там книги, которых не было на абонементе - Майн Рида, Фенимора Купера и читали их, сидя в читальном зале, по 2-3 часа. Книга Альфреда Шклярского "Томек на тропе войны" была бестселлером. Чтобы почитать её - стояли в очередь. Популярностью пользовались книги Яна, его цикл о Чингиз-хане и Генрик Сенкевич - Крестоносцы.
При этом, мы были отнюдь не ботанами, мы чередовали походы в читальный зал с секцией бокса, и на улицу оставалось время. Вот только на классическую литературу мы его не тратили. Я перечитал всю школьную программу в более зрелом возрасте. Что-то мне понравилось, что-то - нет, но это уже другая история. В школьные же годы я классическую литературу не любил. И нелюбовь эту привили школьные уроки литературы. Может быть у вас это было по-другому?