"
Без вопросов, это фото демонстрирует, насколько тёплыми были взаимоотношения между Пакистаном и США в 1950-1960-е. Это был период, когда Пакистан добровольно вошёл в американский лагерь в противостоянии с СССР и принял на себя обязательства военной поддержки более слабых проамериканских режимов на Ближнем Востоке.
Довольно рискованно для себя, Пакистан даже разрешил американским разведывательным самолётам летать с авиабазы около Пешавара на северо-востоке Пакистана. Однажды Советы один из них сбили, и Пакистан предстал соучастником немотивированной агрессии против соседнего государства. Один из советских лидеров предупредил тогда Пакистан, что он может быть стёрт с лица земли.
В те годы предметом горячих обсуждений в ООН был вопрос о Кашмире. Индийцы первыми вынесли этот вопрос на суд ООН и затем получили указание на необходимость удовлетворения требований кашмирцев и проведения там честного и свободного плебисцита о самоопределении под эгидой ООН. Всё, что нужно было, чтобы Индия пошла на этот правильный шаг - это небольшой толчок со стороны США или Великобритании.
В ответ на свой риск на границах холодной войны пакистанцы могли бы рассчитывать если не на их поддержку в диспуте, то на помощь в решении проблемы Кашмира.
Удивительно, но Вашингтон и Лондон предали Пакистан. С самого начала США и их союзники пакистанцев обманывали. В 1962 году, когда Индия была практически союзником СССР, США предоставили им огромную военную помощь - так как китайская армия всыпала индийской из-за куска земли на границе.
Всего через три года США отказали Пакистану в помощи в войне со в несколько раз большей страной. Индия же нарушила условия ООН и силой аннексировала бОльшую часть Кашмира.
Ещё через шесть лет, когда индийские войска нарушили международно признанные границы, США прямо нарушили договора о взаимопомощи, подписанные с Пакистаном чуть ранее. Индия в условиях разразившегося после выборов в Пакистане в декабре 1971 года кризиса решила вторгнуться в Восточный Пакистан.
Сюрпризом для пакистанцев стала поддержка индийских сил вторжения местной милицией, подготовленной за пару лет до этого и ждавшей индийского вторжения.
Пакистан, столкнувшийся с прямой вооружённой агрессией, ждал американской помощи. Она не последовала.
Президент Аюб Хан (на фото слева) довольно быстро распознал двуличие США и цену их союзничеству. Как раз перед тем, как уйти от власти, он написал изумительную книгу: "Друзья, а не хозяева" («Friends Not Masters»). В ней он напоминал американцам, что Пакистан может быть другом, но не слугой или сателлитом. Его урок для собственного народа последующие пакистанские лидеры не вспоминали.
Самый большой промах имел место при президенте Первезе Мушаррафе, который в 2002 году говорил своим близким друзьям, что поставил отношения с американцами на солидную основу, и "они нас больше не предадут".
Но то, что происходило между 2002 и 2010 годами, было лишь повторением всей истории американо-пакистанских взаимоотношений. С первого дня США стали превращать Афганистан в антипакистанскую территорию, пригласили туда индийские спецслужбы работать против Пакистана и способствовали разрастанию партизанской войны на западе Пакистана, питая её через границу с контролируемой афганской территории.
При этом во всеуслышание американские политики объявляли Пакистан "главным неНАТОвским союзником". Ещё было 10 млрд. долларов помощи. Половина - в качестве компенсации за использование военной инфраструктуры Пакистана. А в противовес - 60 млрд. прямых и непрямых потерь пакистанской экономики с 2002 года.
(По докладу министерства финансов Франции, к апрелю 2010 года эта цифра достигла 80 млрд. долларов).
Эта фотография вверху довольно красноречиво свидетельствует то, какими были отношения пакистано-американские отношения годами. Пакистанские лидеры слишком доверяли американским политикам. Посмотрите, как прост и приветлив президент Хан на фоне довольно сдержанного Линдона Джонсона.
Американская политика обычно полагается в Пакистане на личные отношения с политиками и военными. И регулярно очередной пакистанский лидер уверяется в том, что к нему Вашингтон относится иначе, чем к его предшественникам, и начинает выдавать США преференции за счёт интересов народа Пакистана. Только для того, чтобы тоже в итоге убедиться, что Вашингтону можно быть другом, но полагаться на него нельзя".