22 июня. Завтра была война. Абрам Тедеев

Jun 21, 2012 23:26


Тедеев Абрам Ростомович погиб в марте 1942 года. Место гибели стало известно в 2011 году -Тверская область.

На мое обращение по розыску места захоронения деда сообщили, что Тедеев Абрам, политрук 4 роты 1245 стрелкового полка 375 стрелковой дивизии был ранен 1 марта 1942 года у д. Воробьево. Из доненсения о бевозвратных потерях 375 СД по 1245 следует, что 2 марта 1942г у д. Ченцова пропали без вести: командир, исполняющий обязанности командира полка, помощник начальника полка, командир взвода и два политрука, из них три человека были ранены. Младших офицеров, тем более, раненных, в плен не брали, расстреливали на месте.

*************************************************************************************************
А может вы не птицы, журавли?
(Рассказ о маме Валентине, дедушке Абраме, прадедушке Ростоме и прабабушке Пелагее)
Маленькая Валя проснулась и села на постель. Дед уже выходил на улицу.

- Дедушка, возьми меня с собой, ты же обещал вчера?

- Догонишь? Одевайся скорее.

Пока внучка одевалась, Ростом заправил керосиновый фонарь, и они отправились к фамильной башне в конце большого старого сада.

Ночью над Мхслебом будут пролетать журавли. Валя не знала, когда и как дед договорился с прекрасными птицами. В одну и ту же ночь, кото рая была известна только Ростому, каждую весну и каждую осень журавлиная стая садилась на небольшую поляну возле старой фамильной башни. А дед, услышав крики ночных путешественников, зажигал керосиновый фонарь. Птицы опускались на освещенную поляну и отдыхали до рассвета. А утром - снова в путь - по небесной голубой дороге.


Вале пять лет. Ростом любит свою внучку больше всего на свете. Она ходит всегда за ним. И к соседям, и в сад, и в лес. У нее есть мама Наташа, бабушка Пелагея и дедушка Ростом. А папы нет, но он скоро приедет. Кончилась война. Все, оставшиеся в живых фронтовики, вернулись в родное селение. И к Вале папа скоро приедет, она это точно знает.

- Деда, что мне папа привезет, расскажи еще раз?


Ростом о папиных гостинцах рассказывает несколько раз в день, но просьба Вали повторяется снова и снова. Он берет маленькую теплую ладошку внучки, и начинает загибать на ней пальчики.

- Конфеты, печенья, бантики, платье новое, игрушки всякие.

- Деда, а платье с карманами?

- Конечно, что же он будет издалека, везти платье без карманов?

- Деда, красное платье?

- Красное и туфли красные.

Валя счастливо улыбается и убегает в очередной раз рассказать об этом подружке Дзерассе.

Абрам Тедеев уходил на войну. Времени на  прощание оставалось всего полчаса. Абрама, как и многих других мужчин района забирали прямо с собрания, но они успели добраться до своих родных.

Наташа была беременна.  Абрам обнял жену и подошел к родителям. Тихо, чтобы не слышала Наташа, произнес:

- Прошу вас, кого бы не родила жена, хоть лягушонка, не оставляйте их одних, вырастите из ребенка настоящего человека.

Будто чувствовал, что не удастся участвовать в воспитании дочери .

Ждал Абрам вестей из дома, очень хотел узнать, кто у него родился, но так и не получил он письма с долгожданным известием. Писал домой часто и ему писали, но самого главного известия в своей жизни он так и не дождался.  Почему не доходили до него последние письма из дома? Никто не ответит на этот вопрос.

Привет Наташе из далекого Севера!

Наташа, проезжая из Москвы до места назначения, увидел сотни деревень, где остались только одни кирпичные трубы. Там, где немцам удается, уничтожают все без всякой пощады. Но, зато, на обширных полях, в лесах, на дорогах вокруг замерзших трупов немецких мерзавцев сидят черные вороны, как приглашенные гости.

Нахожусь на Северо-Западном фронте. Жив-здоров.

Наташа, жене Гассиева Ленто передай мой адрес, чтобы сообщила Ленто и добавишь от моего имени, что Геркулес из Шихантура, который был со мной до последнего времени, погиб.

Почему не пишите о ребенке? Сообщите, здоровы ли все?

Действующая армия. ППС 1443, стрелковый полк.

Политрук стрелковой роты А.Т.

27.02.42г.

Вале пять лет. Год, как закончилась Великая Отечественная война. А папы все нет и нет.

Ростом посадил внучку на колени и завернул в бурку. Так и просидели они до первых лучей солнца. Дед думал о сыне. Ждал, ох, как ждал! Не верил, что он без вести пропал. Может, так же, как эти журавли, задержался в пути? Вернись, сынок, пусть в далеком краю и тебе освещает твой нелегкий путь домой зажженный кем-то фонарь. Ростом дремал, уткнувшись в мягкие волосы внучки.

А Вале снился сон, и она теперь знала наверняка, что гостившие у них в саду журавли не птицы вовсе, а папы, потерявшиеся в дороге. Им только нужно вспомнить дорогу домой... Только вспомнить бы...
На фото: Ростом Тедеев, Наташа Готоева, беременная Валей, и Пелагея Цховребова

Рассказы и истории, Родня

Previous post Next post
Up