Саджади: Терроризм - это американский инструмент

Oct 01, 2011 17:40


В настоящее время мы наблюдаем усиление давления со стороны мирового сообщества на Иран. В качестве причины этого эксперты называют ядерную программу Ирана, которая, с точки зрения США, имеет военный характер и опасна для человечества. Однако, как показало время, ни Израиль, ни Индия, ни Пакистан, уже разработавшие ядерное оружие, не вызывают такого беспокойства. В чем причина такого отношения к Ирану, рассказал Чрезвычайный и Полномочный Посол Исламской Республики Иран в России Сейед Махмуд Реза Саджади.

В беседе с ответственным за реализацию общественных проектов журнала «ЭС», начальником Войсковой Православной Миссии Игорем Смыковым при участии специального корреспондента «ЭС» Ларисы Полковниковой он рассказал о взлетах и падениях ирано-российских отношений, проанализировал причины сложившейся ситуации на Ближнем Востоке и в Северной Африке, а также высказал свое мнение по вопросу союза православия и ислама в борьбе за сохранение и укрепление традиционных ценностей.

Как Вы оцениваете сегодняшнее состояние российско-иранских отношений? Возможно ли в преддверии выборов изменение политики кремлевских властей по отношению к официальному Тегерану?
Хочу сказать, что 2010 год был годом, полным взлетов и падений в российско-иранских отношениях. Но, к счастью, после саммита прикаспийских государств в Баку в ноябре 2010 года, а также саммита в Астане, в рамках которых прошли встречи президентов России и Ирана, атмосфера в отношениях между нашими странами смягчилась.

В одном из выступлений Вы сказали, что «экономика России во многом зависит от политики, в связи с чем очень трудно довести торговые отношения между нашими странами до желаемого уровня». Каков товарооборот между Ираном и Россией сегодня и каким он мог бы быть, если бы не политические факторы?
В настоящее время мы импортируем из России товаров на сумму примерно 3 миллиарда долларов, экспорт в Россию составляет 300 миллионов долларов. С учетом того, что у обоих государств имеется большой потенциал, а также того, что наши страны расположены недалеко друг от друга, товарооборот можно было бы увеличить в десять раз. В развитии торговых отношений между странами ключевую роль играют банки. Пока российские банки очень консервативны, и это один из камней преткновения. Да и российские энергетические компании, которые работают с Ираном, весьма осмотрительны, что тоже не способствует наращиванию товарооборота. Например, мы два года вели переговоры с одной из российских компаний по поводу месторождения на западе Ирана. Сейчас этот контракт готов, но российская сторона семь месяцев не может его подписать. И таких случаев много, очень много. Еще одна существенная преграда на пути нашего сотрудничества - таможенные тарифы. Чтобы снизить их, нужна политическая воля.

Как Вы думаете, почему Россия отказалась поставлять в Иран комплексы С-300?
Хочу сразу оговориться: то, что я сейчас скажу, - мое личное мнение, а не официальная позиция иранского руководства. Очевидно, правительству России было важно, чтобы правительство господина Барака Обамы получило большинство в Конгрессе - это бы позволило затем подписать договор о сокращении стратегических ядерных сил. С другой стороны, Бараку Обаме не удалось достичь каких-то особых результатов ни внутри страны, ни за ее пределами. Поэтому отказ России поставлять в Иран комплексы С-300 правительство господина Обамы представило как свой внешнеполитический успех. Думается, американцы не оценили жест России и не готовы компенсировать понесенные ею убытки. Более того, они начали реализацию всем известной программы ПРО и не помогают России вступить в ВТО.

Полностью интервью опубликовано в журнале «Экономические стратегии» № 7-8 (93-94) 2011 г.

Политика

Previous post Next post
Up