Как в Харькове спасали Дом Сурукчи.

Jul 13, 2013 15:38



Когда-то дом по улице Чубаря 7/9 принадлежал очень известному Харьковскому отоларингологу Степану Сурукчи.
В 1905 году Федор Шаляпин, у которого к тому моменту были проблемы с голосом и которому ни российские ни западные медики не могли помочь, вовремя своего пребывания в Харькове, обратился к Степану Гавриловичу Сурукчи и тот его вылечил!
С тех пор они стали большими друзьями и Шаляпин каждый раз приезжая в Харьков останавливался именно в этом доме у своего друга Сурукчи.

Бывал в этом доме и Александр Вертинский.
Творческие вечера, которые проходили в доме у Сурукчи, с участием этих двух легендарных артистов, были незабываемым событием для Харьковской интеллигенции того времени.

До недавнего времени это здание находилось в коммунальной собственности и в нем располагалась бухгалтерия (сейчас точно не вспомню толи управления/отдела культуры толи управления/отдела образования).
Но вот прокатились слухи что здание продано в частные руки и владелец готовится его снести...

Это известие мобилизовало Харьковскую интеллигенцию уже нашего времени и на защиту дома встали архитекторы, художники, поэты и музыканты.
Ими была создана инициативная группа которую возглавили Андрей Кононенко и Михаил Красиков. Усилиями это группы были проведены три акции "эстетического сопротивления".
С балкона на котором пели Шаляпин и Вертинский снова читали стихи и пели очень многие Харьковские музыканты и поэты. Архитекторы рассказывали о истории дома.

Вчера, 12 июля, состоялась четвертая по счету акция "эстетического сопротивления" заявленная ее организаторам как "четвертая и пока что последняя".



Эту акцию посвятили архитектору В.В. Величко предположительно автору проекта по которому был построен дом.

В 2004 году, благодаря писателю Валерию Берлину (автора книги «Шаляпин и харьковчане»), на доме появилась мемориальная табличка.


Раньше рядом с ней был барельеф с портретом Шаляпина однако сейчас он отсутствует.



На дверях все еще видно следы пребывания в этом доме бухгалтерии.


Людей в 17.00, когда я пришел, было еще не очень много.




Но с каждой минутой их становится все больше.


Юные художницы развешивают свои работы.




Пока бдительные милиционеры наблюдают за порядком неподалеку.


Начинается сбор подписей в защиту дома.


Как пишут на сайте Харьковского горсовета городской голова Геннадий Кернес на сессии горсовета заявил «Я как Харьковский городской голова гарантирую вам: в стенах мэрии не было принято ни одного решения, которое дало бы возможность снести памятник архитектуры. Собственник этого здания обязан провести все реабилитационные работы, начиная с разработки проекта, и вернуть особняку первозданный вид. Не знаю, когда это произойдет, но здание станет таким же красивым, как и сто лет назад».

Однако несмотря на это сбор подписей продолжается. Теперь как я понимаю для того что бы проект реставрации здания был согласован с инициативной группой ну и для создания в этом здании музея.

Организаторы рассказывают о цели акции....


... музыканты играют...


Пришедшие внимательно слушают и тех и других и время от времени аплодируют.


Милиция все так же бдит! :))


Многих пришедших радостно встречают знакомые и друзья которые пришли чуть раньше.


А люди все идут и идут.




Организатор очень увлеченно и эмоционально рассказывает о архитекторе Величко В.В.




Постепенно к 18.00 собирается приличная толпа людей.




Здание на сегодня находится в весьма плохом состоянии. По всей видимости на протяжении последних лет ремонтом никто не озадачивался.










Почему-то подумалось, что если это место действительно кому-то понадобилось под застройку достаточно оставить открытыми окна-двери что бы там начали лазить бомжи, а потом перед зимой поджечь его списав пожар на них.
И тогда к весне от дома останутся одни развалины.

К сожалению вчера оставаться дольше я не мог и хоть акция протеста продолжалась дальше я ушел по своим делам.
Но сегодня готовя этот пост озадачился поиском информации по этому домику и то что я нашел действительно заставляет задуматься.

Первое на что я обратил внимание это письмо Управления градостроительства и архитектуры.
Благодаря ему стало понятным кто же все таки и каким образом купил этот дом.


Оказывается это ООО "ТРЕДСТОУН" которое его приватизировало (письмо месячной давности поэтому думаю, что процедура приватизации, на сегодня скорее всего, уже завершена).
Отлично. Лезу на сайт ГП "Информационно-ресурсного центра" в поисках информации об этой фирме http://irc.gov.ua/ua/Poshuk-v-YeDR.html
Да есть такая, руководитель Чаричанский Александр Александрович.


Нужно сказать что я человек полностью аполитичен и поскольку не смотрю новости и не читаю газет до этого дня о Чаричанском А.А. ничего не слышал.
Поэтому забиваю в гугле его Ф.И.О. И вот что мне вываливается в результате поиска >>>>>>>

В общем можете посмотреть сами. Я же взял несколько названий и кодов фирм которые упоминаются в информации и проверил их на сайте http://irc.gov.ua/ua/Poshuk-v-YeDR.html







Какой же вывод из всего этого напрашивается?

Ну во-первых, о создании музея можно однозначно забыть.
Врядли успешный бизнесмен Чаричанский вложил деньги в покупку здания для того что бы потом потратится на его реставрацию и вместо коммерческой недвижимости которая принесет доход получить музей который требует постоянных расходов.
Для того что бы создать музей инициативной группе нужно будет обжаловать и отменить решение о приватизации. Возможно ли это?
Врядли, если вспомнить что Чаричанский О.О. не просто бизнесмен а достаточно эффективный юрист и адвокат. В этом достаточно легко убедиться если зайти вот сюда http://www.reyestr.court.gov.ua/ и в поле "Пошук за контекстом" ввести "Чаричанський". В результате получим список дел в которых в качестве представителя одной из сторон принимал участие человек с такой же фамилией и инициалами О.О.
И это очень и очень внушительные дела скажу я вам.

Во-вторых, как мне кажется, всем людям неравнодушным к судьбе дома рано "расслабляться и почивать на лаврах". Возможно есть смысл обратится к самому Чаричанскому и услышать его мнение какой он видит судьбу этого дома. Возможно следует добиваться его внесения во все какие возможно охранные списки что бы однозначно исключить возможность его разрушения и добиваться как можно скорейшего начала реставрационных работ.
Не знаю. Тем кто в этом разбирается виднее. Я же ничерта не смыслю в законодательстве о охране памятников так что не берусь судить.

Теперь второй документ который попался мне на глаза.


И тут у меня возникает резонный вопрос.
Если действительно это здание попадает под охрану как культурное наследие так почему же прежний владелец не выполнял эту норму закона? А если выполнял то каким образом? И в достаточной ли мере?
Ведь в такое состояние это здание пришло не сразу. К сожалению ни в одной публикации в Интернете я ответ на этот вопрос пока что не нашел.

Есть у меня вопрос и к самим "неравнодушным" - почему только сейчас?
Почему за Дом Сурукчи кинулись только когда прошел слух о его сносе (если верить гуглу писать об этом доме начали только в конце июня)? Разве вы не видели в каком состоянии он был за пол года для этого? За год? За три года?
Лично я ходил мимо него последние 5 лет и за эти 5 лет могу сказать совершенно точно облик его изменился ненамного.
А ведь за эти же 5 лет можно было бы создать общественную организацию по его защите. Собрать необходимые денежные средства и приватизировать самим оформив это на общественную организацию или фонд защиты, а не позволить это сделать ООО.
На сегодня имеет место банальная потеря времени и инициативы и навряд ли какие-то акции способны помочь их наверстать.

Вы можете задать законный вопрос если я такой умный и чуткий почему я ничего не сделал для этого дома?
Да очень просто, я не имел наималейшего представления ни об этом доме ни о его ценности.
Все таки я не архитектор и не скульптор и даже не историк. В силу этого я, пока что, крайне мало знаю о таких вот исторических домах Харькова.

Мне безумно нравится старая архитектура города и я всеми руками за ее сохранение.
Но может быть нужно делать это планомерно, а не от случая к случаю, только когда встает вопрос о ее полном уничтожении?
А пока она потихоньку разваливается сама по себе получается она никого не интересует? Или как?

2013, фото, акции, репортаж

Previous post Next post
Up