Прощай, Родина!

Apr 29, 2016 16:03

Первоначальная предвоенная доктрина Красной Армии основывалась на стремительных наступательных действиях на чужой территории, где «первую скрипку» должны были играть танковые и механизированные корпуса. Однако блицкриг вермахта в Польше, Франции и на Балканах вынудил советское руководство активизировать выпуск оружия оборонительного плана. В том числе легких противотанковых пушек.




45-миллиметровое полуавтоматическое противотанковое орудие образца 1937 года стало своеобразным симбиозом прежней «сорокапятки» 1932 года и лицензионной копии немецкой пушки фирмы «Рейнметалл» с несколькими новыми техническими решениями от конструктора Михаила Логинова.

К июню 1941 года в действующей армии находилось уже более 16600 «сорокапяток», полагавшихся по штату противотанковым взводам стрелковых батальонов (2 орудия), противотанковым батареям стрелковых полков (6 орудий) и противотанковым дивизионам стрелковых дивизий (12 или 18 орудий).

Масса пушки в боевом положении составляла всего 560 килограммов (именно поэтому ее можно было легко катить «на руках»), дальность стрельбы - более 4 километров, скорострельность - около 20 выстрелов в минуту.

В первую очередь пушка предназначалась для борьбы с танками, самоходками и бронемашинами противника. Для своего времени она считалась грозным оружием - с полукилометрового расстояния пробивала 50-миллиметровую броню. Среди прочих положительных качеств эксперты отмечали маневренность и хорошую естественную маскировку довольно низкого по высоте орудия.

Однако первые же дни войны показали, что экипажи пушек мало защищены как от минометного обстрела, так и от гусениц вражеских танков. Не говоря уже о крупнокалиберной фашистской артиллерии, снаряды которой буквально сметали с земли легкие «сорокапятки».

Советские артиллеристы в своей массе сражались храбро, но несли большие потери. За это на солдатском жаргоне пушку иронично-горько прозвали «Прощай, Родина!» или «До первого выстрела» (летом и осенью 1941 года обстановка часто требовала того, чтобы противотанковые пушки стреляли не из засады, а выдвигались на прямую наводку. И, как правило, они успевали сделать только один-два выстрела).

Но именно расчеты «сорокапяток», пусть зачастую и ценой своей жизни, во многом остановили первый, самый страшный натиск врага, выбивая его технику.

К концу 1942 года в боевых гитлеровских частях почти не осталось легких и средних танков предвоенного типа. Пришедшие им на смену бронированные чудовища имели дополнительную броню, тягаться с которой «сорокапяткам» становилось все сложнее.

Началась постепенная замена легких противотанковых орудий на более мощные пушки М-42 и ЗИС-2. Окончательно заводские конвейеры по производству «сорокапяток» были остановлены в 1943 году. К этому времени советская оборонная промышленность успела поставить на фронт и в учебные подразделения 37350 таких пушек.

война, оружие

Previous post Next post
Up