Мужской халат из погребения 1 кургана 1 у хутора Тормосин, 1983 год, экспедиция под руководством профессора В.М.Клепикова.
Первый халат, который я увидела в 2013 году, был халат с откидными рукавами из погребения у хутора Тормосин.
Пожалуй, тогда это была самая известная находка мужского халата на территории России, к работе над ним приступали разные авторы.
Сейчас в России нам известно о шести халатах такого типа или их фрагментах. Один из женского погребения, четыре мужских, один случайная находка, вероятнее всего мужской. Но стоит учитывать, что это "ошибка выжившего", и то, что не все носили такие халаты, а просто они лучше сохранились.
Ниже как иллюстрации , которые вошли в статью, так и дополнительные иллюстрации из презентации.
В фондах краеведческого музея города Волгограда хранится фрагментированный халат из мужского погребения 1 кургана 1 у хутора Тормосин Чернышковского района Волгоградской области, обнаруженный в 1983 году экспедицией под руководством профессора В.М.Клепикова (Клепиков В.М, 1983, С. 2). От халата сохранились его нижняя часть и оба рукава. Данное изделие представляет собой типичный неотрезной по талии запашной халат с правым запахом (левая пола закрывает правую), складками в боковых швах и откидными рукавами (Рис. 1).
Рис. 1. Халат из мужского погребения 1 курган 1 у хутора Тормосин (изнаночная сторона).
Проводимые ранее попытки реконструкции кроя изделия представляются слабо обоснованными. Первая реконструкция кроя была выполнена руководителем раскопок В.М. Клепиковым и представлена в археологическом отчете за 1983 г. Реконструкция имела ряд видимых недостатков, связанных с отсутствием полноценной источниковой базы. В частности, были смещены конструктивные швы, что повлекло неверное восприятие халата в виде «туники», а декоративная отделка сапог оказалась расположенной в верхней части и была принята за деталь украшения горловины (Клепиков В.М, 1983, С. 3) (Рис. 2.1а). Другим вариантом реконструкции данного халата явилась реконструкция Т.В. Сидоровой, на которой он представлен с осевым разрезом. (Сидорова Т.В., 2011, С.48) (Рис. 2.1б). Немного позднее М.В. Гореликом был опубликован нераспашной вариант халата, фактически продублировавший версию Клепикова (Горелик М.В., 2011, С. 82) (рис. 2.1в). Данные этих реконструкций кроя довольно спорны, так как в них не учитывались такие важные моменты, как имеющиеся фрагменты трех завязок, расположенных вдоль правого бокового шва (рис. 2.2а) и детали верхней полы (рис. 1).
Рис. 2. Халат из мужского погребения 1 курган 1 у хутора Тормосин. 1- реконструкции халата: а - по Клепикову В.М., б - по Сидоровой Т.В., в - по Горелику М.В.
Халат был сшит из трех видов шелковой ткани: из шелка с крупным растительным узором, более тонкой ткани полотняного переплетения с вытканными полосами и тонкого безузорного шелка полотняного переплетения. Тонкий шелк с вытканными полосами размещался на нижней части подола спинки; тонкий безузорный шелк - на подоле правой полы (перекрываемой запахом), и на дополнительной детали, подшитой в разрез на левом бедре.
Хорошо сохранившиеся рукава позволяют зафиксировать ширину ткацкого куска, которая составляет 57,6 см. Манжет на рукаве является ложным и сформирован за счет неглубокой заложенной складки, прошитой по ее глубине. Также на одном из рукавов фиксируется место разреза под руку, когда рукава халата находятся в откинутом состоянии.
4 из 4
При совмещении наиболее сохранившегося рукава и бокового шва стана халата оказалось возможным ориентировочно определить длину изделия. Она составляет 129 см. Расстояние от плечевого шва до заниженной линии талии (уровня боковых складок) составляет 73 см, длина подола - 56 см.
Наибольший интерес в конструкции халата из хутора Тормосин представляет формирование разреза на левом боку и складок в нем. Складки сформированы не на симметричных выступах передней и задней деталей халата, как в правом боковом шве, а на выступе на передней части и дополнительной подкройной детали. Эта деталь была пришита к передней поле и фиксировалась на уровне заниженной талии к несохранившейся подкладке.
Деталь в левом боковом шве
В статичном положении подкройная деталь целиком перекрывает разрез, что является дополнительной защитой от неблагоприятных погодных условий. Благодаря этой детали, левое бедро при посадке в седло, продолжает быть прикрытым.
Откидные рукава выполнены аналогично рукавам на халате из коллекции Росси и Росси (Rossi Anna Maria, Rossi Fabio, 2004, С. 38), и халате из могильника Маячный бугор Астраханской области (Сидорова Т.В., 2011, С. 260), также подобные халаты встречаются на изобразительных источниках, наиболее известный это картина на шелке «Охота Хубилая» художника Лю Гуандао, 1280 г, на которой в халатах с откидными рукавами изображены как мужские, так и женский персонажи. Другие халаты такого типа можно увидеть в альбоме
https://vk.com/album-218769013_295152198 На халате из погребения у хутора Тормосин для фиксации рукавов в откинутом состоянии не сохранились ни пуговица, ни иные элементы крепления (завязки). Но наличие таковых не вызывает сомнений, поскольку сохранились петли на рукавах халата, выполненные из тонкого шелка полотняного переплетения (Рис. 2.2б).
КАРТИНА НА ШЕЛКЕ «ОХОТА ХУБИЛАЙ-Хана»ХУДОЖНИК ЛЮ ГУНДАО 1280 г.
Маячный бугор (случайная находка).
1 из 3
Основной шов халата - шов «назад иголку». Несохранившаяся до наших дней подкладка была зафиксирована на изделии швом «вперед иголку». Кроме того, по всему периметру халата на расстоянии около 15 см от края и вокруг прорезей под руку на расстоянии 4 см от края прорези сохранился шов, выполненный толстой красной нитью, который фиксировал подкладку от провисания и смещения.
На основании вышеизложенных фактов возможен следующий вариант схемы кроя и внешнего вида халата (Рис. 2.4-5).
Рис. 2. Халат из мужского погребения 1 курган 1 у хутора Тормосин. 3 - схема сохранившихся фрагментов халата; 4 - реконструкция кроя халата;Рис. 2. Халат из мужского погребения 1 курган 1 у хутора Тормосин. 5 - реконструкция внешнего вида халата (художник Корж Е.А.).
Рис. 2. Халат из мужского погребения 1 курган 1 у хутора Тормосин. 5 - реконструкция внешнего вида халата (художник Корж Е.А.).
Шашунова С.М. Золотоордынский текстиль в коллекции Волгоградского областного краеведческого музея // Искусство древнего текстиля. Методы изучения, сохранность, реконструкция. / Под. ред. И.И. Елкиной, М. Вагнер, П.Е. Тарасова. Оппенхайм-на-Рейне, 2019. С. 223-239.
В статью не вошла информация о ткани.
Это был шелк вытканный в технике лансе. Утраченная на данный момент золотная узорная нить была плоской с органической основой. Судя по тому, что нить фиксирующая подкладку от сдвига и провисания сохранила насыщенный красный цвет, возможно предположить, что халат также был красного цвета.
An object is a typical robe with overlapped front, shift waist and pleats in the side seams. Previous attempts to recreate a cut seem to be poorly founded. The first reconstruction of the cut made by Professor V.M. Klepikov was represented in the archaeological report and it had several defects related to the lack of a reliable source base. Madam Sidorova published a variant of the reconstruction of this robe with an axial cut. Later Professor Gorelik published a version with the uncut front. These reconstructions are questionable because they did not consider such details as traces of ribbon stays sewn down to the right side and details of the upper flap.
Well-preserved sleeves allow to estimate the width of the weaving piece, which has 57.6 cm. The cuff of the sleeve is false and formed with a shallow pleated fold, sewn along its depth.
After combining the best-preserved sleeve and the side seam of the robe body, it is possible to determine roughly the length of the object - 129 cm. The distance from the shoulder seam to the low waist line (the level of the side folds) is 73 cm, the hem length is 56 cm.
The most interesting detail of the robe from the Tormosin farmstead is the shaping of a cut on the left side and pleats in it. Pleats are formed not on the symmetrical shoulders of the front and back parts of the robe, as on the right-side seam, but on the ledge of the front part and an additional detail. This detail is sewn to the front of the flap and likely was fixed at a low waist level to the non-preserved lining.
In the static position, the overlap completely covers the cut, it is an additional protection against severe weather conditions. And when the body is in the saddle, the left hip is still covered thanks to this detail.
Turndown sleeves made like the sleeves of the robe from of the robe from China National Silk Museum at Hangzhou and the robe from Mayachny hill in the Astrakhan region. On the Tormosin robe there are no preserved buttons or other fastening elements (ties) which could fix the sleeves in the turndown state, but the presence of such elements is unmistakable, since the loops made of thin tabby fabric have been preserved on the sleeves of the robe. The main stitch of the robe is a backstitch. The non-preserved lining was fixed with a running stitch. Along the entire perimeter of the robe, about 15 cm from the edge there was a seam made with a thick red thread to fix the lining and prevent the sagging.
The robe was composed of three types of silk fabric: silk with large floral pattern, a more delicate fabric of plain weave with woven stripes and a tabby silk. The delicate silk was placed on the skirt at the back of the robe, a tabby silk on the skirt of the right flap (which is overlapped) and overlap in side cut.
#золотоордынскийхалат #золотоорынскийкостюм #костюмзолотойорды #золотаяорда #костюммонгольскойимперии #археологическийтекстиль #монгольскаяимперия #goldenhorde #goldenhorderobe #золотоордынский_халат #золотоордынский_костюм #костюм_золотой_орды #золотая_орда #костюм_монгольской_империи #археологический_текстиль #монгольская_империя #golden_horde #goldenhorde_robe