Издавна появление младенца в украинской семье сопровождалась
обычаями и обрядами, которые чаще всего были системой табу и запретов. Сама женщина, как правило, скрывала не только свою беременность как можно дольше, а и предполагаемое время рождения малыша. Потому что верила, если много людей будет знать, то за каждого надо будет отмучиться при родах. Время родов высчитывали «по цвету». Девять месяцев с тех пор как не стало «цвета». Если женщина «не цветет», то она уже и не родит.
По народным поверьям, беременная женщина не должна была ссориться, сердиться, сплетничать. Ей запрещалось переступать через колющие и острые предметы, сидеть на углу стола, белить или красить, ходить ночью под дождем, стричь волосы, работать в праздники. Запрещалось так же останавливаться на сакральных границах между мирами живых и мертвых, таких как порог, ворота или перекресток дороги.
Не желательно было смотреть на пожар, чтобы не испугалась, а если придется, то «нельзя касаться руками своего тела, потому что будет ребенок в тех местах волосатый». Рассказывали, что не желательно было смотреть и на умершего, а если приходилось идти на похороны, то привязывали на мизинец красную нить, чтобы ребенок не был бледный, как мертвец. Нельзя было купаться в проточной воде: в ручье или реке; заходить в огород, где что-то вьется - огурцы или фасоль, чтобы ребенок не был связан пуповиной. А самое главное, нельзя было воровать, а только просить, потому что верили, что иначе ребенок станет преступником.
Для защиты от нечистой силы и сглаза носили обереги: осколки от разбитого молнией дерева, кусочек угля, кирпича от печи или железо - игла, нож, ложки, ключи. Считалось, что железо охраняет человека от злых сил при жизни и в потустороннем мире. Отголоском именно этого обычая является прикалывание булавок и шпилек к одежде малышей и женщин.
На роды приглашали бабу-повитуху. Придя в дом роженицы, она открывала все окна, отпирала замки, развязывала все узлы, чтобы ребенку было легче появиться на свет, а также окропляла святой водой помещения, в котором находилась будущая мама. На столе обязательно лежал хлеб. Женщину перед родами окуривали зельем, давали ей пить воду из пригоршни, оставшуюся воду сливали над ней со словами: "Как эта вода легко сходит, так бы этот ребенок легко с тебя сошел". Опытная повитуха оказывала и практическую помощь: делала роженице массаж, компрессы из навара льна, растирания маслом.
Баба-повитуха приносила с собой льняную пряжу для перевязывания пуповины. Но пряжа для парня должна была быть из бесплодной конопли (без семян). Если же девочке завяжут такой пряжей, то она не будет иметь детей и никогда не родит. Завязывая пуповину приговаривали: «Пуп зав’язую, ум розв’язую». Пуповину мальчика отсекали ножом на топоре, чтобы хозяином был, мастером, а девочке - на гребне или на кудели, чтобы пряла много и ткала.
Пуповину и послед обычно закапывали в землю под плодородное дерево, но иногда кусочки высушенной пуповины или "рубашки", в которой родился ребенок, использовали как оберег или верное средство от бесплодия. Детский пупочек, который отпадал вскоре после рождения младенца, хранили завязанным, а когда ребенку исполнялось семь лет ему давали развязать этот пупок. Считалось, что малыш, который быстро справился с такой задачей, будет разумным..
Сразу после рождения к ручке младенца привязывали мешочек с глиной или золой из печи, чтобы духи домашнего очага его оберегали и защищали. Рожать мечтали в воскресенье, потому что в воскресенье все красивые, нарядные, чисто одетые, вот и девушка такой будет, если в этот день родится. Баба-повитуха была посредницей между семьей и церковью, она несла к попу курицу, принимала имя и молитву, договаривалась о дне, когда должны состояться крестины. В Украине существует обычай чествовать бабу-повитуху
на второй день Рождества - "
Бабин день".
Оригинал записи и комментарии на
LiveInternet.ru