ПОСЛЕДНИЕ СЛОВА СУБКОМАНДАНТЕ МАРКОСА-1

Jun 01, 2014 14:15



Чтобы понять, в чем здесь фишка, нужно вернуться к моему посту О ТОМ, КАК ПЕРЕСТАЛ СУЩЕСТВОВАТЬ СУБКОМАНДАНТЕ МАРКОС.

Речь Маркоса - это, фактически, отчет о своей деятельности на службе у сапатистов.

Возможно, эти последние слова Маркоса очень важны для новороссийского сопротивления.

Не нужны каудильо и лидеры. Не нужно спрашивать, за Обаму ты или за Путина. Для борьбы нужны лишь достоинство, стыд и талант организации.

"Последние" слова субкоманданте Маркоса публикуются в переводе Олега Ясинского.

В своей последней речи субкоманданте дает оценку сапатизму - а ведь пора давать оценку, прошло уже двадцать лет! Суб говорит, что сапатизм - это, вопреки расхожему мнению, не вооруженная борьба, которая продолжалась только 12 дней (первые дни восстания), а сапатизм - это умение строить новый мир. И этим построением нового мира занимается сапатистская армия. Но должна ли армия заниматься построением нового мира? (мое замечание: а не этим ли сейчас занимаются республики Донбасса?) Командиры стали заниматься здравоохранением и образованием, строительством новых взаимоотношений в общинах. Так стал расти новый сапатистский мир,и среди сапатистов уже выросло новое поколение, которое живет его идеями.

Суб поведал нам о том, о чем мы и сами знаем - зачем был нужен персонаж Маркоса (а мы знаем, что субкоманданте Маркос как избранный сапатистами представитель,  нужен был для того, чтобы непривычный к индейскому голосу мир, словами белого человека начал "слышать" индейцев, которые подняли восстание для сохранения своего достоинства и борьбы за свое выживание и жизнь).

Одновременно суб "приласкал" ученых, которые во всем мире занимаются темой сапатизма, и иронично назвал их "сапатологами". )) Сапатологи, говорит суб, так и не заметили тех изменений, что произошли в сапатистском мире: руководство от метисов перешло к индейцам

1) это изменение классовое: руководство в Армии перешло от образованного среднего класса к самим индейцам.
2) это изменение расовое - руководство в Армии перешло от метисов к самим индейцам.

Маркос сказал, что для восстания не нужны каудильо или лидеры. Все, что нужно для борьбы - "Для борьбы необходимо только немного стыда, чуть-чуть достоинства и очень хорошая организованность." Для борьбы не нужно спрашивать, на чьей ты стороне - президента Мексики или его оппозиции, или Обамы против Путина.

Поэтому Маркос ушел, растворился... Но появился новый персонаж!

Читать полностью Последние слова субкоманданте Маркоса! (см.оригинал на испанском языке, опубликованный на ресурсе El Ciudadano)



СУБКОМАНДАНТЕ МАРКОС, ПОСЛЕДНИЕ СЛОВА ПЕРЕД ТЕМ, КАК ПЕРЕСТАТЬ СУЩЕСТВОВАТЬ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.

Ла-Реалидад, планета Земля.
Май 2014 г.

Товарищ, товарищи:

Добрый вечер, день, утро в любой из ваших географий, времени и прочего.

Доброй глубокой ночи.
Я бы хотел попросить у товарищей, последователей Шестой (имеется в виду Шестая декларация Лакандонской сельвы, опубликованная в июне 2005 г., последний программный документ сапатистов, призывающий к широкому прямому и горизонтальному диалогу на равных со всеми антикапиталистическими силами Мексики для создания единого движения сопротивления неолиберализму, - прим. переводчика), прибывших из разных мест, особенно тех, кто представляет свободные средства информации терпения, терпимости и понимания по отношению к тому, что сейчас скажу, потому что это будут мои последние публичные слова перед тем, как меня не станет.

Я обращаюсь к вам и к тем, кто благодаря вам нас видит и слышит.

Может быть, с самого начала или с середины этих слов в вашем сердце появится и будет расти чувство того, что что-то здесь неуместно, что-что-то не складывается, как будто не хватает одной или нескольких частей показываемой вам головоломки. Будто просто чего-то не хватает.

Может быть потом, через дни, недели, месяцы, годы, десятилетия, станет понятным то, о чем мы сейчас говорим.

Мнение моих товарищей из САНО (Сапатистской Армии Национального Освобождения - прим. переводчика) меня в этом отношении не беспокоит, мы здесь к этому привыкли: двигаться, бороться, всегда зная, что всегда чего-то не хватает.

И это все при том что, и только пусть никто не обижается, умственные способности сапатистских товарищей обычно намного выше средних.

Кроме того, мы удовлетворены и гордимся тем, что решение о котором мы сообщим сейчас нашим товарищам как из САНО так и последователям Шестой, является решением коллективным.

Мы рады тому, что о том, что я сейчас скажу, первыми проинформируют всех  свободные, альтернативные, независимые средства информации этого нашего архипелага боли, возмущения и достойной борьбы, именуемого «Шестой декларацией».

И если когда-нибудь кого-то еще заинтересует произошедшее в этот день, чтобы узнать об этом он должен будет обратиться с свободным средствам информации.

Начнем. Добро пожаловать в сапатистскую реальность.

I.- Трудное решение
Когда наши кровь и огонь окрасили 1994 год, для нас, сапатистов, это вовсе не было началом войны.
Война тех, кто наверху, смертью и разрушением, грабежом и унижением, эксплуатацией и молчанием, навязываемыми побежденным, началась против нас века назад.

1994 год для нас стал лишь одним из эпизодов войны тех кто снизу против тех, кто наверху, против их мира.
Это война сопротивления, которая ведется каждый день в каждом уголке всех пяти континентов, во всех их горах и деревнях.
И эта борьба многих, тех кто внизу, борьба ради человечества и против неолиберализма, была и остается нашей.

Вопреки смерти мы требуем права на жизнь.

Вопреки молчанию мы требуем слова и уважения.

Вопреки забвению - памяти.

Вопреки унижению и презрению - достоинства.

Вопреки подавлению - бунта.

Вопреки рабству - свободы.

Вопреки навязыванию - демократии.

Вопреки преступлению - правосудия.

Кто, имеющий в венах хоть немного человечности, мог бы или может сомневаться в справедливости этих требований?
И тогда многие нас услышали.

Начатая нами война дала нам шанс достичь ушей и сердец ближних и дальних географий.
И чего бы ни не хватало и не хватает нам сегодня, нам удалось тогда добиться многих взглядов, ушей и сердец.

В тот момент у нас появилась необходимость ответа на один важный вопрос:

А что потом?

В наших мрачных расчетах кануна восстания не оставалось места ни для каких других вопросов. Так этот вопрос привет нас к следующим:

Готовить тех, кто придет к нам на смену к дороге смерти?

Готовить лучших солдат и больше солдат?

Делать вид, что мы за диалог и за мирное соглашение, готовя при этом новые военные удары?

Превратить процесс убивания и умирания в наше единственно возможное будущее?

Или же мы должны каким-то образом попробовать восстановить дорогу жизни, ту, что разрушили и продолжают разрушать те, кто вверху?

Это дорога не только коренных народов, она принадлежит еще и трудящимся, студентам, учителям, молодежи, крестьянам, и вообще всем отличным от тех, кто вверху, всем кто снизу презираем и преследуем.

Должны были мы в очередной раз в истории отметить нашей кровью путь, ведущий других ко Власти, или же мы должны были повернуть наш взгляд и сердце к тем, кем мы являемся сами, то есть коренным народам, хранителям земли и памяти?

Тогда никто этого не услышал, но в этом первом бормотании, являвшемся нашими первыми словами, мы предупредили, что наша дилемма заключается не в том, чтобы вести переговоры или воевать, а в том, чтобы жить или умереть.

Тот, кто заметил тогда, что эта ранняя дилемма была не индивидуальной - возможно тот после этого лучше понял что происходило в сапатистской реальности последние 20 лет.

Я говорил вам, что мы столкнулись с этим вопросом и этой дилеммой.

И мы выбрали.

И вместо того, чтобы посвятить себя подготовке партизан, солдат и эскадронов, мы занялись подготовкой специалистов по образованию и здравоохранению, и так были созданы основы сапатистской автономии, удивляющей сегодня мир.
Вместо постройки казарм, совершенствования нашего оружия, строительства стен и рытья окопов, были построены школы, больницы и медицинские центры, мы улучшили наши условия жизни.

Вместо борьбы за право занять место в пантеоне индивидуализированных мертвых снизу, мы решили заняться строительством жизни для всех.

Все это происходило в условиях войны, которая из-за своей неопределенности была ничуть не менее летальной.
Потому что одно дело крикнуть на демонстрации «вы не одни!» и совсем другое столкнуться наедине с корпусом бронированной колонны федеральных войск, как это было в зоне Чьяпас Лос-Альтос и дальше - гадать повезет ли, если об этом кто-то узнает и повезет ли чуть больше, если об этом кто-то узнает и возмутится и повезет ли еще больше и тот, кто возмутится сделает что-то еще.

И в это время танкетки оказываются остановлены сапатистскими женщинами, которые ввиду отсутствия моторизированного автопарка, при помощи града камней и упоминания какой-то матери заставляют стальную змею отступить.

В это время в северной зоне Чьяпаса создаются и растут группы «белой гвардии», превращающиеся в ультраправых боевиков, в зоне Цоц Чох не прекращаются нападения крестьянских организаций, у которых от «независимых» нет даже названия и в зоне Сельвы Цельталь - комбинация между группами ультраправых боевиков и «контрас».

И одно дело - кричать на митинге «все мы Маркос!» или «не все мы Маркос!», в зависимости от случая, и совсем другое - быть преследуемыми целой военной машиной, с оккупацией деревень, с прочесыванием гор, с использованием дрессированных собак, с винтами военных вертолетов, раскачивающих кроны сейб, с объявлениями с предложением компенсации за то, что «живым или мертвым», возникшими в первые дни января 1994 г. и достигшими максимально истерического уровня в 1995 г.,… и все что происходило потом в Пограничной Сельве, нападения на крестьянские организации, использование ультраправых боевиков, милитаризация зоны, угрозы.

Если во всей этой истории есть какой то миф - то это не миф маски, а ложь, повторяемая с тех самых пор и подхваченная многими людьми даже с высшим образованием; ложь о том, что война против сапатистов продолжалась всего 12 дней.
Я не буду приводить здесь детального анализа. Любой серьезный человек, обладая хоть немного критическим мышлением, может восстановить всю эту историю, и выполнить все несложные упражнения по сложению и вычитанию, чтобы сказать, кого в результате было больше - репортеров или солдат с полицейскими и чего было больше - фраз одобрения или оскорблений с угрозами, и цена назначалась за то чтобы увидеть его без маски, или за то что «живым или мертвым».

В этих условиях, иногда за счет наших собственных усилий, а иногда благодаря щедрой и бескорыстной поддержке людей со всего мира, нам удалось продвинуться в этом строительстве, правда, пока еще далеко не законченном, но уже определенном, того, чем мы являемся.

Поэтому то что «мы здесь, всегдашние мертвые, умирающие снова, но на этот раз чтобы жить» - это не удачная или неудачная фраза. Это реальность.

И почти через 20 лет после этого…

21 декабря 2012 года, когда в очередной раз политика совпала с экзотерикой в своем привычном предсказании привычных катастроф для привыкших к ним тех, кто снизу, мы повторили опыт 1 января 1994 г. и без единого выстрела, без оружия и не произнеся ни единого слова, вновь заняли города, ставшие колыбелью расизма и высокомерия.

Если 1 января 1994 г. тысячи мужчин и женщин без лиц атаковали и вынудили сдаться гарнизоны, защищавшие города, 21 декабря 2012 десятки тысяч молча заняли здания, где праздновалось наше исчезновение.

Одного только неоспоримого факта того, что САНО не только не ослабла и тем более не исчезла, а наоборот выросла количественно и качественно, должно было бы хватить, чтобы любой минимально мыслящий человек понял, что за эти 20 лет внутри САНО и наших общин что-то серьезно изменилось.

Может быть, многие подумают, что мы ошиблись в выборе и что армия не может и не должна заниматься вопросами строительства мира.

Этому действительно есть множество причин, и главной была и остается та, что таким образом мы сами себя обрекаем на то чтобы исчезнуть.

Может быть, так оно и есть. Может быть, мы ошиблись выбрав культ жизни вместо поклонения смерти.
Но мы делали наш выбор не обращая внимания на голоса снаружи. Голоса тех, кто воспевает и требует смертельной борьбы, когда все смерти при этом обычно чужие.

Мы сделали этот выбор глядя на себя и слушая себя, оставаясь сами собой, то есть коллективным Вотаном (сердце, божество, хранитель в мифологии народов майя - прим. переводчика).

Мы выбрали бунт, то есть жизнь.

Это не значит, что мы не понимаем, что война тех, кто сверху, всегда стремилась и стремится навязать нам свою логику.
Мы знали и знаем, что вновь и вновь сумеем защитить себя и наш выбор в том, чтобы быть такими как мы есть.

Мы знали и знаем, что для защиты жизни придется платить нашими жизнями.

Мы знали и знаем, что умираем ради жизни.

II.- Поражение?

Говорят, что мы для себя ничего не добились.

Нас не перестает удивлять полное непонимание рассуждающих на эту тему.

Они думают, что дети наших команданте должны наслаждаться поездками за границу, учебой в частных колледжах, для достижения потом высоких назначений в бизнесе или политике. Что вместо того, чтобы возделывать землю, добывая пищу трудом и потом своим, они должны красоваться в социальных сетях, развлекаться в гламурных заведениях и хвастаться роскошью.
Возможно, наши субкоманданте должны были бы рожать детей и наследовать им должности, посты, назначения, дворцы и храмы, как это делают политики всего спектра.

Может быть, нам следовало бы, как руководству СИОАК-Х и других крестьянских организаций, пользоваться привилегиями и получать денежную поддержку и финансирование проектов, оставлять себе их львиную долю и раздавать крохи рядовым участниками, в обмен на подчинение преступным приказам сверху.

Но это правда, мы ничего этого для себя не добились.

Трудно поверить, но через 20 лет после «ничего для нас», оказывается, что эти слова оказались не лозунгом, не фразой удобной для песен и транспарантов, а реальностью. Реальностью.

Если быть последовательными это поражение, предательство себя это путь успеха, путь ко Власти.

Но мы туда не стремимся.

Нам это неинтересно.

В этом смысле мы предпочитаем победе поражение. ==

ЧИТАТЬ ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗДЕСЬ ( ЧАСТЬ ВТОРАЯ) ( ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ)

наш опыт, переводы, субкоманданте Маркос, комментарий, азбука сапатизма, индейская демократия

Previous post Next post
Up