Тень креста на нашем парке

Nov 23, 2013 12:29



image Click to view



Уже 3 недели прошло со дня визита на Ходынское поле В. И. Ресина - советника мэра и куратора программы «200 храмов». 2 ноября здесь прошло совещание по вопросу строительства на Ходынке православного храма. Префектура САО уже через два дня опубликовала заявление о выборе участка. Но до сих пор нет точной информации ни о расположении участка, ни о его площади. Есть ли реальная угроза появления капитального строения на территории парка, либо усечения его территории? Чем закончится история с храмом на Ходынке? Мы решили посвятить это выпуск истории данного вопроса и сегодняшней ситуации.


Сторонники строительства, именующие себя «общиной» несуществующего храма, долго пытались убедить общественность и власти в острой необходимости возведения копии разрушенного в 20-е годы храма Преподобного Сергия Радонежского на территории будущего парка. Данный храм исторически располагался действительно на Ходынском поле, но в совершенно другом месте - географическое понятие «Ходынское поле» столетней давности включало втрое большую территорию, нежели сейчас.

Почему община так прочно «прицепилась» к месту, где должен был появиться парк согласно принятому еще в 2002 году решению московских властей? Поводом стало наличие на одном из вариантов эскиза будущего парка небольшой часовни на площади всего 0,06 гектара (6 соток) в этой части парка. Следует отметить, что и эта небольшая часовня была указана далеко не на всех эскизных решениях будущего парка, коих за последние 8 лет было нарисовано множество.

Тем не менее, в 2012 году община сочла вопрос о месте для будущего храма окончательно решенным, возвестив об этом местным жителям самовольным водружением на этом месте православного креста и началом регулярных молебнов. Вскоре появился и проект, согласно которому в парке вместо скромной часовенки должен появиться …храмовый комплекс из двух храмов, хозяйственных построек, других сооружений на огороженной площади более 2 гектар!



Естественно, данное развитие событий не могло оставить равнодушными местных жителей, к тому моменту уже начавших целенаправленную борьбу за строительство на Ходынском поле обещанного парка. Еще в апреле 2012 года был проведен первый митинг на Ходынке, собравший около 1500 местных жителей. В конце лета 2012 года в районе было сформировано общественное движение «За парк».

Второй митинг жителей, обеспокоенных перспективой застройки территории будущего парка, состоялся 8 сентября того же года. На нем была принята резолюция, с требованием создания на Ходынском поле парка в границах существующего природного комплекса и без капитальных строений. В ходе митинга и в последующие дни под ней было собрано около 2500 подписей местных жителей, после чего ее экземпляры были направлены в органы власти.

Несмотря на явные настроения местных жителей, община по прежнему считала появление храма на месте установленного креста лишь делом времени, и регулярно проводила на этом месте молебны и другие мероприятия. Всякий раз представители общины говорили о массовости движения за постройку храма, о «повальном» участии местных жителей во всех мероприятиях. Да вот только сами жители из раза в раз видели одну и ту же картину - участники приезжают на автобусах и личных автомобилях, а явно не приходят из соседних домов. К слову сказать, своим машины они нередко парковали на пешеходном бульваре, куда запрещен въезд, где гуляют взрослые и дети из соседних домов. Количество участников молебнов редко доходило до нескольких десятков человек.



Данная ситуация очень похожа на конфликты, связанные с реализацией программы «200 храмов» во многих районах Москвы. Чиновники, курирующие эту программу, как и представители РПЦ, порой открыто признают - в Москве нет мест для строительства кроме парков и скверов. Подобный подход повсюду вызывает массовые недовольства жителей, желающих сохранить столь дефицитные в мегаполисе уголки природы.

Москвичи рассуждают логично - коль скоро так необходимо строить храмы, почему бы не делать вместо растущих как грибы девелоперских проектов - торговых комплексов, офисных центров, на раздачу земли под которые московская власть как раз весьма щедра. Но, видимо, бороться с крупным бизнесом сложнее и опаснее, нежели отрезать землю от парков, попутно приклеивая их защитникам удобные ярлыки безбожников, храмоборцев, антиклерикалов, дьяволов и врагов России.

В то же время жители Ходынки, по версии общины сплошь «храмоборцы», «безбожники», «антиклерикалы», неоднократно заявляли, что выступают не против храма (и, тем более, не против веры), но против возведения храмового комплекса в данном, конкретном месте. Помимо угрозы усечения территории парка и создания опасного прецедента (если один раз можно урезать парк и построить капитальное строение, то это допустимо делать снова и снова), местные жители, да и специалисты-градостроители, отмечают крайнюю неудачность участка - вдали от станций метро, с затрудненным подъездом, а также в недопустимой близости от жилых домов. Вполне обосновано и опасение открытия для движения пешеходного Ходынского бульвара, поскольку иных потенциальных путей подъезда к данному месту просто не существует.

Данная позиция жителей, подкрепленная несколькими тысячами их подписей, была четко озвучена властям. В дополнение к этому, голосование было объявлено и в Интернете - еще в августе 2012 года на известном портале фонда «Демократор» была создана ставшая впоследствии известной «проблема #7957» с голосованием по вопросу возведения парка в исходных границах и недопустимости появления на его территории капитальных строений, в том числе храмового комплекса. На данный момент проблему поддержали своими голосами более 2400 человек.



Между тем время шло, и к концу лета 2013 года власти, наконец, прислушались к общественности. Правительством Москвы было принято решение о возведении парка на Ходынском поле, в исходных границах природного комплекса и без капитальных строений. 31 августа 2013 года об этом объявил в своем телевизионном выступлении мэр Москвы С. С. Собянин. Вскоре был объявлен конкурс и на проект будущего парка. Казалось бы - вопрос решен, парк будет возведен в своих исходных границах.

Но то, что для жителей района стало радостью, было воспринято в штыки общиной. Не увидев в проекте будущего парка своего храма по вполне логичным причинам (никаких официальных решений о выделении участка земли для храма не было), община начала весьма агрессивные действия по продавливанию своей инициативы вопреки решению властей и воле жителей района.

В частности, 6 октября 2013 года община провела акцию «Ходынское стояние» возле креста и помоста. Ее целью было убедить власти в массовости движения местных жителей за строительство храма и провести некое подобие митинга под видом православного молебна. Понимая заведомую непопулярность своей позиции среди реальных жителей, община начала широко призывать на него любые группы и  организации. Процессу подготовки «Ходынского стояния» посвящен отдельный новостной выпуск, с которым обязательно стоит ознакомиться - настолько ярко цитаты характеризуют ситуацию изложенные в нем факты и цитаты.

Само же мероприятие, собравшее от 200 до 250 человек, из которых местными жителями были несколько десятков, а в основном - приезжие представители разных организаций и обществ (был даже клуб любителей внедорожника «Хаммер») окончательно развеяло у местных жителей сомнения в недопустимости строительства храма на территории парка. Этому был посвящен новостной выпуск с интересными фотофактами «Репертуар Ходынского стояния».

Надо сказать, что тактика общины по созданию ложной массовости «местных жителей» применялась и применяется весьма многогранно. Так, после «Ходынского стояния» был организован «сбор подписей за строительство храма». Казалось бы, что может быть объективнее? Именно так это и преподносилось властям - как объективный показатель мнения жителей Ходынки. Вот только подписи собирались почему-то не на Ходынке, а в других местах района, и даже в соседних районах  - в палатках возле станции метро, в толпе прохожих. Сколько реальных Ходынских жителей окажется в этих условиях среди подписантов?

В то же время, там, где описанная тактика перестает работать - тут же проявляется истинная картина мнений. Так было на всех мероприятиях, куда приходили реальные местные жители, при сборах подписей, за возведение парка без капитальных строений, проводимом не в палатке у метро, а непосредственно в домах.

Очередным наглядным примером может служить голосование на интернет-портале жителей Ходынки www.grandpark.info, где зарегистрировано более 4000 человек - жителей домов в окрестностях Ходынского поля (данный портал создавался 8 лет назад по территориальному принципу). Голосовать там могут только зарегистрированные пользователи, «накрутить» результат, призвав массу постронних невозможно - и результат, как говорится, налицо. Менее 10% участников опроса поддерживают строительство храма на территории парка.

Но в ряде СМИ общине все же удалось реализовать тот самый принцип «ложной массовости местных жителей». Здесь как раз и сыграл роль тот негативный процесс тотальной клерикализации общества, который наблюдаем мы сегодня в России. Одна из его сторон - продавливание реализации программы «200 храмов» со стороны властей. Сначала СМИ наперебой начали перепечатывать новостные выпуски религиозных изданий про «Ходынское стояние», и в этих репортажах 200-250 приезжих участников волшебным образом превратились в «полторы тысячи местных жителей активно выступающих за строительство храма». Затем с той же готовностью СМИ растиражировали новость про сбор более 6000 подписей местных жителей за храм на Ходынке.

В довершение ко всему, число «1500 человек» стало звучать уже не в отношении разовой акции, а как число ...постоянных членов общины несуществующего храма! В реальности, полутротысячной общиной редко могут похвастаться даже крупнейшие и старейшие храмы страны!

Очередным событием стал визит В. И. Ресина на Ходынское поле 2 ноября. Спустя 3 дня префектура САО поспешила отрапортовать о принятом решении - на Ходынском поле будет построен храм, а СМИ быстро растиражировали новость. При этом четкого указания местоположения участка и его площади нет ни в одном репортаже. Приводится лишь обтекаемая формулировка «участок будет примыкать к парку». Многие восприняли эту фразу оптимистично - храм будут строить не в парке. Однако выражение весьма двусмыслено, ведь если отсечь от парка участок, который изначально лоббировала община, и построить на нем храм, то он тоже будет примыкать к парку, а именно - к оставшейся его части.

Социальный конфликт вокруг места для храма на Ходынке давно стал достоянием широкой общественности. Наши жители, как и все разумные люди, хорошо понимают - все сегодняшние реалии, такие как агрессивное продавливание строительства храмов в городе, отсутствие продуманных и взвешенных решений, возведение храмов в потенциально конфликтных местах, с ущербом для парков, озелененных территорий, равно как и других объектов городской жизни - приведут в конечном итоге, не к сплочению нации и духовному развитию, а к раздорам, конфликтам и отторжению идей церкви от народа.

Очень хочется, чтобы это понимала и наша власть.

Гранд-Парк, храм Сергия Радонеждского на Ходынском п, храм на Ходынке, За парк на Ходынском поле, пешеходный бульвар, жители за парк, За парк на Ходынке, Ходынское поле, парк на Ходынском поле

Previous post Next post
Up