Что бы побывать в лондонском коллекторе не обязательно ехать в Великобританию! Достаточно взять билеты на поезд до Львова, открыть нужный люк и перед тобой откроется все величие настоящих европейских коммуникаций.
Написав такое заглавие я понял что уж больно приторно и наиграно получилось, поэтому исправляюсь и перехожу на простой и не замысловатый язык.
Поход был запланирован на ночное время суток, так как уровень воды ночью гораздо меньше нежели утром либо днем, когда большинство нормальных людей посещает свои уборные. После несколько-часовых совещаний на штаб квартире АКИСа во Львове было наконец-то принято решение о разделении команды на две независимые группы. Первая группа должна была закинуться в исток Полтвы именуемый Сорока, пройти его вверх насколько возможно, отрисовать карту, выйти в основное русло и нагнать вторую группу. А вторая группа закидывалась непосредственно в основное русло коллектора реки Полтва, шла до выхода около санэпидемстанции, выходила на поверхность, забирала на квартире лодки (Да! Да! именно лодки для сплава по настоящей подземной речке) и возвращалась обратно к уже ожидающей их первой группе. Первая группа получила кодовое название "Альфа" и была возглавлена персонажем которой именует себя никак иначе как Мих. Второй группе был присвоен позывной "Спирт", так как это было единственное слово на которое вторая группа хоть как-то реагировала. К сожалению определить руководителя второй группы не удалось, поэтому им был назначен спирт.
Трудности начали поджидать группу "Спирт" еще до погружения в недра земли. Зайдя в магазин который находится в непосредственной близости от люка в заветное место, членами группы "Спирт" было определенно то что после 22:00 во Львове приобрести дезинфицирующую жидкость для промывки желудков (в простонародье спирт) приобрести невозможно, но добрая продавщица посоветовала обратится в "Алкомаркет" который находится за несколько остановок отсюда. Ну что ж делать нечего придется отложить погружение на время которое было затрачено на поход в тот самый "Алкомаркет". Итаг когда команда была экипирована по последнему слову спирта, крышка люка была сдвинута и ....
Полтва встретила нас ядовитым ароматом фекалий. Первые минуты пребывания в коллекторе казалось что воздух просто кишит каким либо холерными бактериями. В нос бил запах фекалий, а глаза еще не привыкшие к свету не могли ни на чем сфокусироваться. Решив что респиратор все же не роскошь а средство защиты органов дыхания я натянул его на свои щи. Дышать в респираторе в этом зловонном коллекторе была куда более приятно чем без него. Я стоял на бетонном берегу, а за полуметровым кирпичным бортиком неслись воды реки Полтва. Конечно водами это можно назвать с большой натяжкой - скорее фекалии разбавленные водичкой. Когда я представлял она казалась мне куда более масштабной и не с таким быстрым течением воды. Поначалу я даже разочаровался. Но разочарование мое прошла когда мы прошли дальше от места нашего десантирования.
Через метров 300 кирпичный бортик закончился и наша безопасность была лишь в наших руках, хотя правильнее было бы сказать ногах, которые так и норовили соскользнуть с бетонного берега в ревущую пучину вод. Кое где вода затапливала наши спасительные берега. Ноги то и дело проскальзывали на скользком бетоне. К превеликому сожалению в коллекторе стоял неимоверный туман на протяжении всего нашего пребывания в коллекторе, из-за чего на фотографиях мне не удалось передать всего того масштаба данного архитектурного решения.
1. Уникальный участок высотой метра 4 выложенный красным кирпичом. Берега очень скользкие, один неловкий разворот и можно оказаться в бурлящем потоке. Вода выглядит спокойной лишь на фотографии, на самом же деле это просто таки бурлящий Стикс.
2. Одна из самых уникальных вещей - ступеньки с улицы прямо в коллектор! Такое я ожидал увидеть разве что в Лондоне.
3. Вид непосредственно со ступенек.
4. Еще одной изюминкой (судя по количеству изюминок в Полтве это самый настоящий кекс!) является видеокамера установленная под потолком коллектора и ведущая трансляцию в одно из кофейных заведений "верхнего" мира. Проблему с освещением решает мощный светодиод расположенный непосредственно под камерой.
5. Из стен то и дело торчат трубы и лотки. Если из одной из таких труб хлынула бы вода когда мы проходили возле неё - нам бы не поздоровилось!
6. Таких типов ходов я еще никогда не встречал в своей жизни!
7. Один из многих лотков-врезок.
8. Если заглядывать во все ответвления то мы бы вряд ли справились бы и за сутки! Например высота этого ходка составляет всего лишь сантиметров 40!
9. Ну и наконец-то "гвоздь программы" - это главный приток Полтвы. Мы шли по правом берегу который был разомкнут притоком с силой течения не сильно уступающем по силе самой Полтве, а в сумме с невероятно скользким дном это просто напросто гремучая смесь! Слава Богу всем удалось преодолеть это препятствие и жертв в нашей группе не оказалось, как впрочем и в группе "Альфа". На фотографии справа приток, по центру основное русло, в дали
theodosos для понимания масштаба.
10. Развилка с другого берега.
11. Мостик через бурлящий коллектор встретился нам только в самом конце. Недавно его разрисовала группа графферов. Поначалу мне показалось это вандализмом, но можете кидать в меня тряпки но мне это черт возьми нравится! Очень дополняет антураж, создается атмосфера Европейской заброшенности. Интересный момент которым мы смогли рассмотреть только на фотографиях уже в Киеве - если присмотреться то справа от граффити виднеется контур от забутованного хода. Интересно что там было? Есть ли возможности расковырять его?
За мостиком нас ожидал выход (кстати ступеньками прямо на улицу!). Но это был лишь конец первой части наших приключений! Оставив одного из наших бойцов наедине с алкоголизмом, мы отправились домой за лодками. Не буду описывать дорогу двух отчаянных бойцов с четырьмя лодками на горбу и четырьмя веслами наперевес по ночному Львову. Когда вернулись обратно ко входу в коллектор нас уже ожидала группа "Альфа" которая успешно справилась со своим заданием! К сожалению наш боец нашей группы (кстати с многообещающим ником Алкаш) оставшийся наедине с алкоголизмом дал пьянству бой и к пребольшому сожалению пьянство победило. Группа альфа нашла его в бессознательном состоянии на бетонном берегу. Кое как приведя его в вменяемое состояние мы начали подготовку к сплаву. В наличии имелось две лодки и две байдарки типа "ЩУКА" по два человека на каждом борту. Мне предоставилась возможность стать капитаном маленькой щуки. К сведению хочу сказать что в отличии от меня мой напарник имел хоть какой-то опыт плаванья на лодке, я же впервые взял в руки весло. Ну как говорится: "назвался диггером полезай в говносток". Надув лодки фекальным воздухом Полтвы мы приготовились к сплаву.
Раз! Раз! Раз! И наконец с четвертой попытки нашей лодке удалось соскочить с бортиками и оказаться посреди бурлящего потока. О что это были за ощущения! Нестись по коллектору подземной реки не всех парах и в свете фонаря пытаться разглядеть что же ожидает нас дальше. Ой! Заглядевшись вперед в светлое будущее я совсем забыл про ту жопу в которым мы сейчас находились и про то что я являюсь капитаном нашего гордого корабля и должен рулить. Нашу щуку развернуло на 180 градусов и мы уже понеслись вперед спиной. Мной овладел ужас, что делать я не знал, перспектива нестись спиной вперед неизвестно куда меня вовсе не радовала. Я взял себя в руки, сжал весло покрепче и начала грести пытаясь развернуть лодку обратно и мне это удалось! Держать щуку прямо по течению не удавалось, нас постоянно кидало то на один то на второй берег, не смотря на то что я пытался грести и рулить. Воды были неспокойные, волны и брызги били в лицо, заливались в щуку и внутрь химзы. Я понял что оставить фотоаппарат дома - это была хорошая идея. Я чувствовал себя настоящим морским волком, со временем научился быстро делать развороты на 180 градусов ведь за все время сплава (а это ни много не мало около часа) нас разворачивало раз двадцать. Были ситуации когда я думал что мы вот-вот перевернемся и окажемся за бортом. Спокойное русло постоянно сменялось порогами небольшими но в условиях подземной реки довольно таки экстремальными. Пару раз бывало такое что течение чуть ли не вырывало весло из моих уставших рук. Иногда на пути поперек хода были проложены трубы и приходилось прямо ложиться на спину что бы не зацепить их. Но я не сдавался и в итоге довел наше судно финиша без потерь среди экипажа (заняв почетное последнее место, хотя пару раз мне удавалось догнать третьи группу и дружественно огреть веслом по спине).
Вылезли мы из люка в пятнадцати минутах ходьбы от окружной, полностью мокрые и уставшие. На дворе стояла глухая ночь, всех трясло от холода. Кое как упаковав лодки мы отправились к дороге. Таксист был явно не рад таким попутчикам, но стиснув зубы не сказал ни слова за все время поездки. Дальше был горячий душ, душистая картошечка и мягкая кроватка.
Видео сплава
You can watch this video on www.livejournal.com
P, S. Для инженеров и просто любителей чертежей привожу разрез коллектора на австрийском языке.
Спасибо за внимание! Следите за новыми походами!