Что такое "Оплот" и с чем его едят.

Jul 11, 2016 04:27

Начнём с того, что как таковых Оплотов от украинского ВПК есть два, что порождает некую путаницу, в которой сейчас попробуем разобраться.
Итак, с которого же из Оплотов начать?

Первый "Оплот" является обыкновенным ОБТ, созданным на базе Т-84, и отличается от базовой модели иным орудием, динамической и активной защитой украинского производства, увеличенными бортовыми экранами, а так же прицельными приспособлениями и приборами иностранного производства.

Защитные  приспособления представляют собой активную защиту "Варта", обеспечивающую сохранность танка от атак по большей части устаревших ракет 70х годов производства, хоть и массовых, но морально почти не подходящих для повреждения современных типов бронетехники. Так же "Варта" по сути защищает лишь от наведения с помощью электро-оптических систем, а неуправляемые ракеты, вроде "морковки" РПГ 7 ею ослеплены не будут. А надо ли говорить о том, сколько их было произведено и производится. Так же присутствует динамическая защита "Нож", которая на данный момент обладает довольно слабой эффективностью, что показывают бои на юго-востоке Украины. Почем "Нож" работает не так хорошо, как хотелось бы Украинской оборонке? Во первых - низкая результативность на бронебойный сердечник, а взаимодействие «кумулятивных ножей» с сердечником происходит при больших скоростях движения последнего (до 1600 м/с), что приводит к размазыванию направленных кумулятивных потоков по длине сердечника и падению их разрушающего эффекта. Так же, являясь наследником советских систем типа "Контакт", "Нож" лишь ненамного их превосходит, и то за счёт использования большего в 3-5 раз количества взрывчатого вещества, и побочный эффект на модули танка соответственно выше. Тем более, что нередки случаи цепной реакции, и самоподрыва блоков активной защиты поблизости от сработавшего.

Сам Т-84У корпусом не отличается от оригинального Т-84, и обладает сравнительно небольшой боевой массой в 48 тонн. Новое в башне - которая в отличии от оригинала сварно-катанная с цельноштампованной крышей из электрошлаковой переплавки, за счёт чего в неё удалось "впихнуть" разнообразную электронику вроде тепловизионного прицела и цифровых устройств управления огнём.
Стоит отметить, что самих базовых Т-84 было выпущено всего 10 шт. Сам 84-ый по сути глубокая модификация советского Т-80, однако выпущенное количество говорит о невысокой удачности разработки.

Однако, есть и второй "Оплот", так называемый "Оплот-М", ставший после принятия на вооружение БМ "Оплот"
Эта машина выглядит уже перспективнее, однако только на первый взгляд, поскольку в свою очередь является логическим развитием как раз Т-84У, хоть и отличается улучшение ряда характеристик.

Подвижность подросла за счёт нового двигателя 6ТД-2Е, что приспособлен для эксплуатации в разных типах климата, что положительно сказывается на возможностях экспорта, однако требует установки высокоэффективной воздухоочистительной системы, а так же обладает очень высоким расходом масла. Подвеска тоже оставляет желать лучшего, поскольку не активна, и в разы снижает скорость движения по бездорожью и возможности стрельбы в процессе движения.

С защитой тоже не всё так хорошо, как хотели бы показать конструкторы, с одной стороны всё те же "Варта" и развитие "Ножа" "Дуплет" хоть и повышают живучесть боевой машины в целом, не обеспечивают защиту от современных ПТУР с головками самонаведения и в инфракрасном, и в радиодиапазоне, поскольку они используют метод "сигнатуры" для наведения на танк, и для наведения достаточны лишь характерно нагретые области. Экипаж в нём по сути смертник, поскольку боекомплект не полностью вынесен из боевого отделения, отсутствует размещение снарядов в индивидуальных контейнерах, "мокрая" боеукладка, да и про бронекапсулы для экипажа, или хотя бы бронешторки конструкторы так и не вспомнили. На фоне развития современных ПТУР бросается в глаза отсутствие стелс-технологий как таковых, термические сигнатуры не искажаются, радиозаметность тоже высока. Ну и самый сок в том, что внешние топливные баки не бронированы от слова совсем, и возгореться могут не только от специализированных противотанковых средств, но от стрелкового оружия, и, конечно, оружия всех протестов и демонстраций - коктейля Молотова.

Так же стоит отметить то, что сам "Оплот", даже в новейшем состоянии не отвечает требованиям, заложенным ещё в конце 80-х годов в объекте 477, поскольку на живучесть и выживаемость экипажа ставки не делалось вовсе.
Самой большой критике всегда подвергался всегда как сверхдлинный производственный цикл, так и неоправданно высокая цена. С точки зрения реальной боевой эффективности, за деньги, затраченные на постройку "Оплота", можно модернизировать морально устаревшие Т-64 до уровня Т-64БМ "Булат" в количестве от 3 до 5 единиц, в зависимости от степени консервации, которые в России, кстати понемногу утилизируются по причине устаревания. Тем более, что орудия идентичные, как и ракетное вооружение. А уж то, что даже с учётом развала ВПК Украины один Т-64 проходит капитальный ремонт и модернизацию за 3-4 месяца, а "новейший танк" производится за 9 месяцев позволяет сделать вывод, что хвалёный "Оплот" не к месту в ВСУ.

При всех своих проблемах, Украина решила торговать этими боевыми машинами, и первая неприятность с экспортируемыми «Оплотами» началась сразу же, причем с внешнего вида. На харьковском заводе бронемашины имели парадный вид однако после первой же мойки в Таиланде «украинцы» предательски поблекли, а местами новая краска и вовсе исчезла, обнажив под собой остатки совершенно другой, выцветшей от времени нитроэмали. Сопровождающие украинские специалисты дали понять, что эти Т-84 сделаны из старых Т-80УД, «очистить которых, чтобы заново прогрунтовать, весьма проблематично». Если это так, тогда появляются другие вопросы. В частности, как быть с офертой «Укроборонпрома» от 14 сентября 2010 года, где сказано, что новенький Т-84 «Оплот» имеет ценник $ 4,3 млн., а б/у танк Т-80УД, модернизированный до уровня Т-84 «Оплот», стоит всего $ 1,5 млн. Несложный подсчет показывает, что Бангкок переплатил Киеву порядка $ 151,2 5 млн. Своеобразная подстава для армии Таиланда, причём некий представитель тайской армии, из тех, что посещали Харьковский танковый завод в дни приемки первых машин, выложил под фотографии цехов, в стенах которых хаотично и безалаберно хранятся комплектующие и узлы танков Т-64, Т-80УД и Т-84,и в том числе двигатели, которые были оставлены без единого намёка на брезент под открытым небом. Он был уверен, что бронемашины, которые поступили в Таиланд, не изготовлены с нуля, а собраны из того, что уже имелось с советских времен. Monsoon утверждал, что видел работающий конвейер, тогда как все остальные цеха стояли.
Таким образом, можно понять, что столь широко разрекламированный "Оплот", будь он БМ или Т-84УД, на самом деле лишь модернизированный, и не всегда прямыми руками, морально устаревший советский танк, и совершенно не годится ни как экспортная единица, ни как основной боевой танк.
Почему же "Оплот" с трудом претендует на роль ОБТ? В первую очередь из за того, что даже после модернизации Т-84УД не является современной боевой машиной во всех смыслах этого слова, а БМ "Оплот" слишком дорог для массового выпуска, не говоря уже о неприспособленности ВПК Украины к его выпуску в хоть сколько бы то ни было значимых количествах.

танковая армия, Украина, Оплот, аналитика, война, война на Украине, мысли вслух, ВПК, Танки, ХТЗ, Харьковский Танковый Завод, танк, Армия ВСУ, армия, ВСУ, интересное

Previous post Next post
Up