Стреляющий нож - безусловно, такой же курьёз, как и «режущий пистолет», если бы последний существовал в природе. Не совсем понятно, зачем он нужен. Однако в 60-х годах по заказу Минобороны ТОЗ разработал и выпустил стреляющий нож разведчика (НРС), который был принят на вооружение КГБ СССР и ряда специальных подразделений. Конструктивно у НРС есть общие корни с упомянутым выше пистолетом ТОЗ-37М «Гроза». Тот же патрон с отсечкой пороховых газов позволяет вести бесшумный огонь из ножа на дальность до 20 метров.
Чтобы произвести выстрел, необходимо вынуть стреляющее устройство из рукоятки, зарядить его патроном СП-3, поставить обратно, взвести механизм при помощи специального рычага и нажать на спуск - процесс небыстрый, поэтому боевая скорострельность всего около 2 выстрелов в минуту. Целиться необходимо через прорезь в гарде. Если не считать стреляющего устройства, в остальном НРС примерно идентичен штык-ножу АК: схожий клинок с пилой по металлу и «высоковольтные» ножны-кусачки.
В 90-е годы, когда в моду вошло всё необычное и «крутое», российские оружейники создали целую плеяду стреляющих ножей («Хамелеон», ОЦ-54 «Комплект», и т.д.) Однако на вооружение они приняты не были, да и сам НРС не пользуется популярностью у разведчиков. Причины понятны: нет смысла таскать лишние полкило железа ради единственного выстрела, когда можно взять с собой тот же ТОЗ-37М «Гроза». Весит бесшумный пистолет столько же, а обращаться с ним не в пример удобнее.
Конечно, НРС вдобавок может исполнять роль шанцевого инструмента - однако никто его так не использует. Ведь «рабочий» нож легко потерять, скажем, уронив в воду. В случае со стреляющим ножом это будет расценено как утрата оружия - со всеми вытекающими последствиями. Поэтому НРС десятилетиями лежат без дела в оружейных комнатах.