Знание - сила! Знание - смерть?!

Nov 20, 2009 14:46

Сегодня утором мой начальник отъехал на часок по своим делам. А тут как раз приехали вручать начальству дипломы о том, что они прошли обучение по антикризисному управлению от центра занятости. Пришлось мне двадцать минут изображать своего начальника. Диплом вручили, руку пожали, сфоткали на групповом фото. А перед этим мужик, который дипломы вручал, короткую речь толкнул, на его взгляд весьма умную, а на мой взгляд, весьма занимательную и весьма спорную. Не зря сходил ;0)

Мужик привёл пример из «Хождений по мукам» Н. Толстого. Инженер Телегин был одним из пяти (всего пяти!) инженеров Путиловского завода. И полученных им в университете знаний, хватило ему на всю жизнь. Ещё мужик привёл в пример одного из преподавателей Российской морской академии, царской России, который пред началом рассказа каждой новой темы просил отметить своих студентов степень её важности. «Эти знания нужны вам будут каждый день. Эти - раз в год. Эти - хорошо если раз за всю жизнь.» - говорил студентам этот преподаватель. «А сегодня знания обновляются так быстро, что учиться приходится всю жизнь, и каждый день» - подытожил мужик.

Приходится. С этим не поспоришь. Получается, человек превращается в автомат по перевариванию бесконечного потока знаний. И в связи с этим в моей голове возникает несколько вопросов ;0)

Почему люди постоянно стремятся к получению всё новых знаний?

К получению новых знаний стремятся не все. Добыванием новых знаний занимается совсем небольшая часть человечества. У этих людей ярко выражена потребность в получении новых знаний. Для них невозможность познавать, равнозначна невозможности жить и дышать. «Я познаю - значит я существую» ;0) Неудержимая потребность к познанию заложена в нас Природой.

Большинство людей не создаёт новых знаний. Большинство людей лишь использует знания, полученные другими, в своих целях.

*

Знание - это инструмент, делающий нас сильнее.

В большинстве своём люди используют свои знания для увеличения объёмов личного потребления, повышения своего статуса в обществе, расширения масштабов своей власти над другими . И такое увеличение, повышение и расширение не знает границ. «Всё выше, и выше, и выше …» ;0)

А зачем людям всё это надо?

На этот вопрос следуют простые и понятные ответы: «Для того чтобы лучше жить! Для того жизнь была более безопасной! Для того чтобы быть сильнее своих врагов!». И вроде бы всё в этих ответах правильно. Но стоит внимательно оглянуться вокруг и окажется, что накопленные людьми знания, накопленная людьми сила, совсем не делают жизнь людей лучше и безопасней. Наоборот! Людям приходится постоянно сталкиваться со всё большим количеством новых проблем и опасностей, постоянно подстраиваться под непрерывные изменения окружающего мира. И число врагов вокруг не уменьшается, и слабее нас они не стали, и жизнь людей от поколения к поколению спокойнее не становится, и новые проблемы у людей и болезни тяжёлые и неизлечимые постоянно появляются, и пропасть между богатыми и бедными разрастается, и бедных и голодных в процентном отношении становится всё больше.

Наш мир устроен так, что приобретая что-то одно, мы всегда теряем что-то другое. А что мы теряем, увеличивая свои объёмы потребления, повышая свой статус в обществе, расширяя свою власть? Сначала людям кажется, что они ничего не теряют, ведь всё это увеличение, повышение и расширение происходит за счёт других. Но рано или поздно проблемы тех, чьими интересами мы пренебрегли, достигая своих целей, обрушиваются на нас самих. Мы пренебрегаем интересами природы, и природа мстит нам катастрофами и новыми болезнями. Мы пренебрегаем интересами подчинённых, и подчинённые начинают пренебрегать интересами общего дела. Власть пренебрегает интересами общества, и ей приходится тратить огромные ресурсы на бесконечную борьбу с накапливающимися в обществе и государстве противоречиями. Наш мир замкнут! Мы все зависим друг от друга!

Выходит, что свои знания человечество почти всегда использует во вред себе и окружающему миру.

Человечество использует свою силу и свои знания себе же во вред!

И чем большими знаниями обладает человечество, чем сильнее оно становится, тем больше оно вредит самому себе и природе. Бесконечно так продолжаться не может. Рано или поздно человечество погубит само себя, а возможно вместе с собой и планету, на которой оно живёт.

Вот первоклассник учится писать и читать. Какая прелесть! Вот школьник сдаёт на экзамены и поступает в ВУЗ. Молодец! Вот он оканчивает институт и начинает работать, постоянно проходя курсы повышения квалификации. Замечательно! Вот он разработал грандиозный проект мощной ГЭС. Отлично! Вот построена и заработала ГЭС. Великолепно! А самое великолепное это то, что этот человек пренебрегает всеми негативными последствиями использования полученных ими знаний. Он не задумывается о них. Его этому не научили! А они есть. Негативные последствия есть у любого деяния человека. И эти негативные последствия (если их посчитать) сводят на нет все достоинства любого человеческого творения. Человек всегда должен чётко себе представлять что на что он меняет, и каковы последствия того или иного обмена. А последствия своих действий люди просчитывают очень плохо. Такова природа человека и наука здесь бессильна ;0)

Государство старается превратить человека в хорошо обученного и послушного профессионала. Т. е. в робота ;0) Дали тебе команду копать - копай и не спрашивай зачем. А если задаешь лишние вопросы, то значит ты сломался и тебя пора заменить исправным копальщиком. Смотришь на эту огромную армию хорошо обученных, послушных и профпригодных роботов банкиров, финансистов, менеджеров, управленцев и жуть берёт. Сделают за деньги любую гадость, какую им прикажут. И глазом не моргнут.

Год назад в Китае произошло мощное землетрясение. Погибли сотни тысяч людей. Недавно читал статью, что причиной этого землетрясения, могло быть заполнение водой огромного водохранилища в этом сейсмоопасном районе. Кто-то реализовал очередной крупный проект, а кому-то это стоило жизни.

Человечество является заложником своей огромной силы, своего огромного объёма накопленных знаний.

Есть люди, которым на судьбу человечества наплевать. «Пусть человечество сгинет, зато мы сами как люди поживём!». Лично мне судьба человечества не безразлична. У меня есть дети, и я хочу чтобы мир, в котором они будут жить, не стоял на краю глобальной катастрофы. У меня были предки. Я представитель человечества ;0) . И я не хочу мириться с тем, что весь опыт накопленный человечеством и моими предками является бесполезным и ведёт человечество к гибели. Если человечество совершит самоубийство мне за него будет стыдно ;0)

Я уже писал о том, что знание это всего лишь инструмент. И потому следующий вопрос: Можно ли человеку давать в руки, такой мощный и опасный инструмент, каким является знание? И вопрос этот не имеет смысла. Потому что если человек хочет и может что-то взять, то возьмёт он это рано или поздно обязательно, не взирая ни на какие, пусть самые страшные, запреты и наказания. Знания для людей доступны и желанны ;0)

Человек и знание неразрывны. Причина наших бед не в наших знаниях, а в нас самих. Выходит, есть только один путь к тому, чтобы человек не использовал знание во вред себе и окружающим. Духовное воспитание человека. Духовность - традиция бережного отношения к самому себе, окружающим людям, окружающему миру, природе, передающаяся из поколения в поколение. Это моё определение духовности ;0)

Если человек стремиться к бережному отношению к себе и к окружающему миру, он начинает использовать знание не для увеличения объёма потребляемых благ, а для уменьшения своего потребления. А значит, духовно развитый человек старается, как можно меньше разрушать окружающий мир и как можно меньше наносить вред себе и окружающим. Духовно развитый человек старается, как можно эффективнее использовать, в первую очередь, свои внутренние ресурсы, и как можно меньше брать от окружающего мира. Духовно развитый человек не стремится стать выше природы, он стремится остаться частью природы, причём частью гармонично в природу вписанной.

Духовно развитый человек не стремиться к власти и превосходству над другими людьми. Духовно развитый человек стремится к духовному родству с окружающими людьми.

Для духовно развитого человека на первое место по важности выходят знания о нём самом, о своих резервах, о своих возможностях, о том, как свои внутренние возможности развивать и эффективно использовать. «И жили бы тогда люди до сих пор в пещерах и землянках!» Это главный аргумент моих оппонентов. Всё может быть ;0))) Но совсем не факт, что жили бы они меньше нас, и что были бы они менее счастливы и здоровы, чем мы.

О том что, на мой взгляд, нужно делать для повышения уровня духовности людей я уже в своём ЖЖ писал ;0)
Previous post Next post
Up