С конца восьмидесятых прошлого века в СМИ начали появляться статьи и передачи о советских диссидентах и о деятелях культуры периода хрущёвской оттепели. Регулярно появляются такие передачи и до сих пор. До сих пор с большим интересом читаю и слушаю о том ярком времени. С огромным удовольствием смотрю художественные фильмы, читаю прозу и стихи, слушаю песни созданные в период оттепели. Огромный пласт культурного наследия созданного в период оттепели стал надёжным фундаментом развития России в будущем.
После войны, после смерти Сталина в обществе был огромный запрос на свободу. В то же самое время Хрущёву нужно было отмежеваться от Сталина, показать всей стране каким Сталин был негодяем и подлецом, чтобы на законных основаниях борца с культом Сталина занять его место диктатора. На отмежевание от Сталина, на отмежевание верного холопа от своего грозного, но уже мёртвого, и потому уже не страшного, хозяина, Хрущёву нужно было время, и на это время «свободы» в стране были разрешены. Всё совпало.
Свободой управлять невозможно. Вырвавшись из тюремных застенков, свобода в стране начала жить сама по себе и поверила, что так будет всегда. Наивная.
Затевая какое-нибудь дело надо смотреть что происходит вокруг. Глупо вывешивать сушиться бельё на улицу перед самой грозой.
Что происходило во время хрущёвской оттепели вокруг СССР? Что происходило в это время внутри нашей страны?
Кончилась вторая мировая война. Одной из целей этой войны было уничтожение СССР. Эта цель достигнута не была. Наоборот СССР усилил своё влияние в мире. Сразу после окончания второй мировой запад начал подготовку к войнам будущим, чтобы достигнуть всё той же цели - уничтожить СССР и покончить с его влиянием в мире. Еле-еле выбираясь из послевоенной разрухи Советская Россия была вынуждена снова бороться за своё выживание, стоя перед новыми угрозами, исходящими из вне. Несмотря на послевоенное сокращение армии, стране приходилось тратить огромные средства на армию и на современное оружие. Страна была втянута, стараниями запада, в гонку вооружений. Чтобы справиться с послевоенной разрухой и внешними угрозами нашему народу приходилось трудиться изо всех сил.
И вот в это трудное для страны и людей время в сытых столицах начинается оттепель, начинаются свободы. Причем свободы эти часто переходят в эйфорию, в отрыв от реальности, происходящей вокруг и внутри страны. Идолом свободы становится враг. Идолом свободы становится запад с его свободным бизнесом, с его свободой перемещения в любую точку мира, с яркими огнями рекламы, с красивой и качественной одеждой и обувью, с красивыми и надёжными машинами, с яркими журналами и ещё много с чем, чего в СССР или не было совсем или было мало. Плевать на то, что этот враг вынашивает планы новых войн, планы уничтожения твоей страны и твоего народа. Плевать на десятки миллионов, уничтоженных и замученных западом твоих соотечественников в войне, которая совсем недавно закончилась, в войне в которой может быть ты сам воевал и проливал кровь.
СССР воевал с фашисткой Германией, но вырос и превратился в ужасного монстра гитлеровский режим благодаря стараниям США и Англии, США и Англия этот режим выкормили и натравили на СССР. Под командованием Гитлера с СССР воевали немцы, австрийцы, венгры, румыны, итальянцы, испанцы, французы и прочие европейцы. И после поражения в войне все эти национальности и страны хотели реванша. Они до сих пор его хотят. Поэтому страны запада были и остаются для нашей страны врагами, несмотря на то что формально с некоторыми из них мы вместе боролись с фашизмом и были союзниками. На деле США и Англии было плевать на фашизм. Фашизм в этих странах жил и живёт прекрасно. США и Англия, увидев слабость гитлеровского режима и скорый конец войны, просто поспешили урвать свои куски в Европе. Поэтому и гитлеровская Германия, и США, и Англия, и Европа для меня, это единый ЗАПАД.
Для меня показателен пример Виктора Некрасова. Фронтовик. Писатель, получивший за свою замечательную повесть «В окопах Сталинграда» сталинскую премию. После войны начинает ездить по европам, и мечтать о сносе Берлинской стены, чтобы сблизить народы запада и народы СССР. Ну снесли эту в 1989 эту стену. Запад и Россия стали ближе? Запад перестал мечтать об ослаблении и разрушении России? Что изменилось? По сути - ничего! Берлинская стена ничто по сравнению с непреодолимой тысячелетней стеной между цивилизацией запада и российской цивилизацией. С момента обретения Русью своей государственности, с момента зарождения русского самосознания и русской цивилизации, западная цивилизация всеми силами пыталась нас уничтожить и колонизировать. Подход запада к конкурентам предельно прост: УНИЧТОЖИТЬ!
Как фронтовик, образованный человек, писатель не мог не увидеть этой цивилизационной стены-пропасти между западом и Россией? У меня только одно предположение: Виктор Некрасов плохо знал историю Российского государства или понимал её как-то по-своему.
Экзаменом на зрелость для богемы хрущёвской оттепели стало её отношение к подавлению восстаний в Венгрии в 1956 и в Чехословакии в 1968. Экзамен этот советская богема провалила, на мой взгляд. Что происходило во времена тех событий?
Эти события происходили после смерти Сталина. Это важно, потому что после смерти Сталина и особенно после двадцатого съезда КПСС, развенчавшего культ Сталина, в странах восточной Европы к власти пришли либеральные режимы. Люди там стали жить вполне себе свободно. Процветали мелкое частное производство и частная торговля. Социалистические страны Европы спокойно торговали со странами Европы западной и со всем остальным миром. Они получали кредиты от запада и одновременно выпрашивали братскую помощь у Советского Союза. Молодежь без проблем ездила учиться и отдыхать в западную Европу. Жили неплохо. Плохо для них было одно - присутствие на их территории советских войск и политическая подконтрольность Москве. Страны восточной Европы совсем недавно были частью Европы Единой, молодёжь в этих странах связывала своё будущее с западом, значительная часть взрослого населения воевала против Советского союза или работала во время войны на военных заводах на немцев. Запад также всячески подогревал стремление этих стран к «независимости» от СССР. Активная часть общества этих стран стремилась назад в Европу и хотела разрыва с СССР. Восстания в Венгрии и Чехословакии были исторически закономерны. Закономерным был и жесткий ответ советского руководства.
Как только запад объединяется и накапливает силы, он тут же готовит поход на Россию. Наполеон объединил Европу и повёл свою многонациональную армию на Россию. В середине 19-го века Лондон, Париж и Стамбул объединились и вступили в Крымскую войну с Россией. И нам опять противостояли армии со всей Европы. Крымскую войну называют нулевой мировой.
После второй мировой войны Европа оказалась разделена, и именно это разделение обеспечило нашей стране относительно мирное существование на протяжении 70-ти с лишним лет.
Подавление восстаний в Венгрии и в Чехословакии, не позволило Европе объединиться в конце 60-х, и отсрочило на полвека очередной поход объединенного запада на Россию.
При подавлении восстаний были тысячи жертв, но лично для меня, потомка людей, переживших ужасы и голод Великой отечественной, для человека чья страна в войнах с объединённой Европой потеряла десятки миллионов, эти тысячи убитых являются ничтожной платой за мирную жизнь моей страны на протяжении десятилетий.
И тут я вспоминаю стихотворение замечательного поэта Евгения Евтушенко «Танки идут по Праге». И я понимаю, что не смотря на громаднейшие таланты поэтов, писателей, композиторов, музыкантов, режиссёров времён хрущёвской оттепели многие из них, по непонятным мне причинам, предали тогда свою страну и свой народ. Предали за какую-то несуществующую свободу и демократию. Американские военные базы и секретные тюрьмы и лаборатории по всей восточной Европе это демократия? Американские и немецкие танки с крестами сегодня на полях Украины это свобода?
Тогдашняя советская власть тоже была хороша. Вместо того чтобы грамотно объяснить своему народу глобальную историческую ошибочность позиции диссидентов по отношению к подавлению восстаний в странах восточной Европы, власть начала тупое преследование этих товарищей, превратив их в глазах простых людей в героев, в «непримиримых борцов с режимом». Вокруг диссидентов возник ореол мифической героизации.
Такие мифы надо развенчивать. Надо очищаться от лжи.