Опять ворчу

May 25, 2020 15:30

Я прекрасно помню 90-е годы прошлого века. Помню, как сильно тогда упал престиж армии и военной службы. Многие офицеры тогда из армии ушли, многие подрабатывали охранниками. Все тогда выживали как могли.
Все мы видели, как с приходом к власти Путина в 2000 году российская армия стала постепенно восстанавливаться, как стала расти её мощь, как стали возвращаться в армию грамотные специалисты.
Возрождение российских вооружённых сил было продиктовано необходимостью сохранения нашей государственности. Если бы у нас не было сильной армии, то страну нашу рвали бы сейчас на куски также, как разорвали Ирак, Ливию, Югославию, Сирию. Недаром сказано «Если не будешь кормить свою армию, то будешь кормить чужую». С этим не поспоришь.

Сегодня, когда мир погрузился в вирусную пандемию, руководство нашей страны вспомнило про медицину. Оказывается, что врачи, медсёстры, санитарки это тоже армия, и от этой армии тоже зависит благополучие страны и несокрушимость государства. В пожарном порядке вводятся для медиков доплаты и премии, строятся корпуса дополнительных больниц, закупается оборудование. Лучше поздно, чем никогда. Есть у меня слабая надежда, что государство сделает из нынешней ситуации должные выводы, и что о медиках и медицине после пандемии совсем не забудут.

При всей своей богатой фантазии не могу я себе представить только одного: что такое неординарное должно случится, какая глобальная катастрофа должна произойти, чтобы государство наконец обратило своё внимание на школьное образование?

С 50-х годов прошлого столетия в школьном образовании случилось лишь одно существенное новшество. Это ЕГЭ. Лично я ничего против ЕГЭ не имею, я обеими руками за него. Но к ЕГЭ нужно ребёнка хорошо подготовить, а с этим в наших школах большие, а честнее сказать огромные, проблемы. Новых школ (да и вообще школ) не хватает. Учителей не хватает. В классах часто больше 30 учеников. Не редко дети учатся в две смены.
Что такое тридцать человек в первом классе? Это значит, что в самом лучшем случае, отличников в этом классе будет человек пять, ударников человек десять. Остальные будут троечниками и двоечниками. Представьте себе танковый завод, где половина выпускаемых танков никуда не годится. В военное время директора такого завода расстреляли бы, а в мирное посадили бы. Наши чиновники от образования все живы здоровы и все на своих местах. Ну тасуют их время от времени, ну как же без этого.
Сегодня наше государство относится к школьному образованию хуже, чем к спорту. В спорт вкладываются огромные, по сравнению с образованием средства. Ну как же! Спорт - это престиж страны! А образование?
Образование - это всё. Это и сильная армия, и профессиональная медицина, и сокращение неравенства между богатыми и бедными, и сокращение количества бедных, и развитие науки, развитие промышленности, и т.д.. Какую грань развития государства не возьми везде нужны хорошо образованные специалисты. Развитие системы школьного образования обеспечит нашей стране прорыв во всех сферах развития, обеспечит превосходство над нашими зарубежными партнёрами.
Путин с нового учебного года, обещал бесплатное питание в школах для учеников младших классов. Для президента страны это у ж слишком лёгкая задача. Никаких дополнительных очков на этом Путин не заработал. Заплатить за питание своих детей в школьных столовых мы, родители, в состоянии сами. Вот если бы президент издал указ, чтобы хотя бы в начальной школе, было не более 20 учеников в каждом классе, то вот это было бы по президентски.

Сегодня школьное образование в России очень разное по своему качеству. Есть замечательные школы, в которых готовят элиту страны. Есть замечательные учителя, есть хорошие классы с талантливыми учениками, есть Сириус в сочах. Не мало чего есть хорошего в нашем школьном образовании. Но на мой взгляд, всего этого «не мало» крайне недостаточно, для такой огромной страны как Россия. Всё это «не мало» тонет в общей огромной массе массового серого школьного образования. Всё это «не мало» в системе школьного образования нашей страны фрагментарно и редко, и потому порождает чудовищное неравенство в уровне образованности между счастливым меньшинством, которому повезло с городом, школой, учителем, доходом родителей и их вниманием к образованию своих детей, и огромным большинством школьных выпускников, которым со всем мной перечисленным не повезло. Я убеждён, что неравенство в возможности получения качественного школьного образования, является для человека и общества одним из самых страшных неравенств. Неравенство в уровне образованности порождает в обществе массу других масштабных неравенств, и все эти неравенства несут угрозу государству.

Сейчас в городах создаются технопарки для развития детского творчества, в школах открываются кружки робототехники и программирования. Чтобы стать высококлассным программистом нужны отличные знания в математике, чтобы добиться успехов в робототехнике нужны отличные знания в физике. Если набрать в кружки программирования и робототехники детей с посредственными знаниями математики и физики, то в лучшем случае получим большое количество среднего технического персонала для обслуживания вычислительной техники и роботов. Прорыва в развитии, при таком подходе к базовому школьному образованию, добиться не получится, даже с сириусами, технопарками и кружками. Вывод: одним из главных ограничителей развития нашего государства является существующая устаревшая система школьного образования.

Я не вижу ни каких объективных причин для нынешнего отвратительного отношения государства к школьному образованию. Я не понимаю какие могут быть у государства причины не вкладывать деньги, которые у нашего государства есть, в развитие школьного образования. Не я один, наверное, этого не понимаю. Такое непонимание порождает в головах людей конспирологические теории о том, что наше государство крайне не заинтересованно в большом количестве хорошо образованных граждан, о том что правящая элита нашего государства сознательно пытается ограничить доступ к качественному образованию населению страны.
Печально всё это.

образование, школа, государство

Previous post Next post
Up