Перечитал сегодня текст брошюры Йоханеса Хинта «Мысли о силикальците» 1963 года издания.
Кто такой Йоханес Хинт? Один из российских Левшей, с такой же, как у лесковского Левши, трагической судьбой. Россия во все времена была и будет кладбищем великий изобретений и идей.
Сегодня я решил подвести читателей моего журнала к одной из знакомых мне могил. Снимите шапки господа.
Детищем Йоханеса Хинта был новый строительный материал силикальцит и технология его производства. Лицензии на производство силикальцита были проданы во множество стран, в том числе США, Японию, Италию. А в СССР начинания Йоханеса Хинта успешно задушили, и о том, чтобы где-нибудь в современной России у его дела нашлись достойные продолжатели я не слышал.
Так чем же уникален этот самый силикальцит? Не хочу рассказывать об этом своими словами, приведу слова самого Йоханеса Хинта.
*
«Уже строительно-технические свойства первых силикальцитных изделий значительно превышали соответствующие показатели лучших бетонных. Уже в первые годы производства силикальцита были изготовлены образцы с прочностью свыше 1000 кг/см2. (Недавно прибывший из США делегации была продемонстрирована прочность силикальцита на сжатие 2800 кг/см2). Прочность же бетона за полтораста лет повысилась лишь до 500 кг/см2.»
*
«…стоимость силикальцитного завода вместе с постройкой необходимой для его работы известковообжигательной печи сейчас, примерно, в 2.5 раза ниже стоимости бетонного завода такой же мощности вместе с организацией производства необходимого для работы завода количества цемента. Это означает, что если мы приступим к расширению своей базы стройиндустрии только на базе силикальцита, то при этом эффективность каждого рубля капиталовложений повысится в 2.5 раза. Это ли не целая революция?»
*
«Некоторые посетители, ознакомившись с нашими работами, приводят такую интересную параллель: "Вы в Талине уже реализовали в области строительства то, о чем мечтают физики в своей области - получить электрический ток непосредственно из ядерной реакции". И действительно. Целью превращения и разложения атомов на атомных электростанциях является получение электрического тока, а не тепла и пара, который, проходя через турбину, вращает генератор, где, в конце концов, возникает ток. Если бы электрический ток образовался непосредственно, то все сложные и дорогие промежуточные этапы его получения оказались бы никому не нужными. Целью строителей, единственной их целью на цементных и бетонных заводах является производство из извести и песка искусственного камня, строительных деталей различных размеров. Если бы из извести и песка непосредственно получались качественные детали различных размеров, то никому не нужны были бы цемент и бетон. В самом деле, цемент не едят, не делают из него одежду, он употребляется только для оклеивания зерен песка и щебня.»
*
«Количество выпускаемой продукции на одного человека на силикальцитного заводах вдвое больше, чем на бетонных заводах. Все это делает производство силикальцита дешевым. Но и это еще не все. На изготовление I м3 силикальцитных изделий затрачивается вдвое меньше извести, чем цемента на изготовление такого же количества бетона. При одинаковой степени механизации же производство цемента вдвое дороже извести. Отсюда уже разница в 4 раза. Для производства силикальцита употребляется любой дешевый природный песок, производство же бетона требует особенно чистого песка с подходящим зерновым составом и хорошего щебня. Учитывая все это, понятно, почему при производстве на заводах равной мощности силикальцит, по меньшей мере, в 2 раза дешевле бетона. Это означает, что завод, построенный за сумму, в 2.5 раза меньшую, дает постоянно из года в год более качественную, чем бетон, и в 2 раза более дешевую продукцию. Не будет ли этой целой революцией?»
*
«При равных показателях прочности бетонные изделия примерно на 30% тяжелее силикальцитных. Например, высоко прочный силикальцит, о котором упоминалось выше, имеет объемный вес только 1900 кг/м3. Бетон с прочностью в 5 раз меньшей имеет объемный вес не меньше 2200 кг/м3. Эта большая разница в весе конструкции существенно снижает расходы на транспорт и позволяет за счет удешевления фундаментов домов и несущих конструкций получить немалую экономию.»
*
«Приняв во внимание, что в производстве силикальцита требуется, в основном, лишь единственная машина - агрегат для приготовления смеси, можно организовать также подвижные, экономично работающие заводы. Один такой завод уже показал свою целесообразность. Несколько лет назад в Москве был построен завод на старом речном судне. Из силикальцитной продукции этого завода уже построено немало больших пятиэтажных жилых домов - целый новый поселок Нагатино. Все рабочие местного судоремонтного завода получили уютные квартиры, а в будущем году завод переедет в новый район выполнять свою благородную миссию.
В настоящем году в Институте силикальцита будет закончен проект нового передвижного силикальцитного завода для постройки сельскохозяйственных зданий. Заказчиком является Министерство сельского хозяйства.»
*
«Тысячи ученых написали свои кандидатские и докторские диссертации о цементе и бетоне. Это для них была, есть и, они уверены, что будет alma mater. Всякому хочется, чтобы от его труда жизни что-нибудь осталось и для будущего. Наверное, стремление оставить наследство - не менее желания получить наследство. И вдруг люди из Таллинна сказали, что пришел конец цементу и бетону. Значит, с точки зрения будущего весь труд ученых-цементников не имеет смысла. Много ли среди них найдется людей, которые смогут благосклонно смотреть на силикальцит. Вся Академия строительства укомплектована именно такими недоброжелателями. Только такими! Ученые советы присудили в области силикальцита звание доктора наук только одному человеку, но и он не член академии. Первые кандидаты наук в области силикальцита, к сожалению, еще появятся только в текущем году.
Круг замкнут. Естественно, что лица, делающие большую политику в нашем строительстве, пользуются советами и консультацией научных сотрудников Академии строительства и архитектуры СССР. Кого же других им слушать?»
*
«Впереди нас ждет еще громадная работа. Автомашина не всем нужна, а в квартире нуждаются все. Еще так много людей без квартиры. По данным исследований ООН ожидается, что в I980 г. на земном шаре будет жить уже 3-4 миллиарда людей, а в 2000 г. - около 6 миллиардов. Если считать одну квартиру на каждые 4 человека, то только в 1962-1980 гг. надо будет построить еще 250 миллионов квартир. А потом в течение 20 лет еще 50 миллионов. И к этому времени большинство существующих жилищ необходимо будет заменить новыми.»