Околоцерковная жизнь

Oct 21, 2010 10:26

Скоро будет год, как я побывал на отпевании отца моего товарища. Людей вокруг гроба было немного, все на виду. Батюшка отпевает усопшего, а окружающие крестятся и кланяются. А я стою и сомневаюсь, креститься мне или нет? Не привык я этого делать, в свои 38 лет. Не было в моей семье церковных традиций, и у меня по жизни они не появились.
Чувствую, что если начну сейчас креститься и кланяться, как остальные, не от души это будет, не искренне. Постою, думаю, просто скорбно голову склонив. Ага, щассс! Поп свои деньги качественно отрабатывает, никуда не торопиться, бубнит молитвы нараспев и креститься каждые пять секунд. А вслед за ним и все остальные, вокруг гроба с покойным собравшиеся, крестятся и кланяются. И многие на меня уже коситься не по доброму начали, мол а это что за тип? Татарин что ли?
Ладно, думаю, не стану выделяться. Тоже начал через раз креститься и кланяться. А внутри меня в этот момент что-то на дыбы встало. Ведь не от чистого сердца я всё это делал, а только чтобы присутствующих не раздражать.

Меня крестила моя бабушка Шура. Было мне тогда года 3 или 4, поэтому ничего я об этом не помню. Знаю только, что ещё жива моя крёстная мать. Видел её раз пять за всю свою сознательную жизнь. Лица не помню, встречу не узнаю.
Меня всегда поражала механическая простота отношения моей бабушки к вере и Богу. Главное для неё было соблюсти внешние обряды и приличия. Обязательно должны висеть иконы в углу. Обязательно нужно ездить по большим церковным праздникам в город в церковь. Обязательно нужно молиться и знать наизусть несколько молитв. Обязательно нужно отмечать церковные праздники. Обязательно нужно на пасху красить яйца, печь куличи, готовить «пасху», вкусный творог с изюмом. Наверное, соблюдение церковных обрядов и обычаев задавало ритм всей её жизни, также как задавало ритм жизни её предков на протяжении тысячелетий. Другой необходимости в соблюдении церковных обрядов и обычаев для неё мне усмотреть трудно. Смерти бабушка боялась до самых последних дней своей жизни, и Бога боялась тоже. Потому что Бог и смерть в её голове сливались воедино. Боялась, но боязнь эта не мешала ей в её повседневной жизни ;0) Потому видно и боялась. Знала наверное, что спросят там с нёё по всей строгости ;0) Никаких осмысленных речей о Вере и Боге я никогда от неё не слышал. Какие там речи. Бабушка моя и читать то еле умела.
Мои родители были коммунистами, и о Боге и Вере со мной никогда бесед не вели. Но мама на пасху яйца красила, кулич пекла и «пасху» готовила. Пыльная икона в углу висела.
Жена моя в церковь иногда захаживает, заказывает молитвы о здравии детей, и о моём и о своём здравии тоже. Маленькие картонные иконки отсвечивают позолотой в шкафу за стеклянной дверцей. На пасху жена красит яйца и готовит сладкий творог с изюмом.
Особенно прикольно мне смотреть на околоцерковную суету моей тёщи ;0) Молчу ;0)

Сладкий домашний творог с изюмом, да в прикуску с куличом, я поесть люблю. А в остальном, как-то вся эта околоцерковная жизнь моих родных проходит мимо меня. Через меня она точно не проходит. Это не значит, что я не верю в Бога. Верю. Только по своему. Мне, чтобы проникнуться глубоким уважением к Создателю, чтобы восхититься великолепием, созданного им мира, церковь и околоцерковная суета не нужны.

Церковные обряды уже давно тесно переплелись в жизнях людей с обрядами и верованиями языческими, и превратились не просто в церковное, а в культурное наследие народов Землю населяющих. И проводником, обеспечивающим преемственность этого культурного наследия из поколения в поколение, является не церковь, а семья. Церкви приходят и уходят, а семья умрёт только вместе с человечеством. Без общего культурного наследия духовную преемственность в семье, да и саму семью, сохранить нельзя. И человечество тоже ;0)
Previous post Next post
Up