Ко дню учителя

Oct 03, 2015 22:21

Оригинал взят у ru_teacher в Ко дню учителя
В том-то и дело, что дружный и сознательный "полезный производительный труд в коллективе"... да на благо общества, а не "дяди", коллекционирующего многомиллионные часики....


Почему забыт гений педагогики Антон Семёнович Макаренко?

Вспомните, когда вы в последний раз слышали упоминание имени Макаренко? В связис какой-нибудь серьёзной статьёй на тему о воспитании подрастающего поколения?В какой-либо публичной дискуссии о вопросах образования? Сомневаюсь. Скорее всегов обычном разговоре в ироническом контексте: мол, тоже мне, Макаренко нашёлся…




1988 год специальным решением ЮНЕСКО был объявлен годом Макаренко в связи с его 100-летним юбилеем. Тогда же были названы имена четырёх великих учителей, определивших способ педагогического мышления XX века - это А.С. Макаренко, Д. Дьюи, М. Монтессори иГ. Кершенштейнер.

Произведения Антона Семёновича Макаренко были переведены почти на все языки народов мира, а его главный труд - «Педагогическую поэму» (1935) - сравнивают с лучшими романами воспитанияЖ.Ж. Руссо, И. Гёте, Л.Н. Толстого. Она также названа одной из десяти самых значительных книг по воспитанию XX века. Это ли не свидетельство международного уважения и признаниязаслуг?

А в России десять лет назад к 115-ой годовщине Макаренко было выпущено 10 000экземпляров первого полного издания «Педагогической поэмы». Вы скажете, что за странныйтираж для многомиллионной читающей страны? Однако издатели до сих пор ломают голову, как реализовать «непродаваемую» книгу.

Несовременно? Неактульно? Наверное, не осталось в педагогике нерешённых проблем, благовоспитанные девочки и мальчики послушно ходят в школу, а детская преступностьна нуле?

Почти сто лет назад, оканчивая Полтавский учительский институт, Макаренко писал дипломна тему «Кризис современной педагогики». Кто возьмёт на себя смелость утверждать, что сейчас ситуация в корне изменилась?

Он был странным человеком, этот Макаренко. Проработав два года в нормальной школе, тихий, скромный учитель истории бросает всё и идёт работать директором колонии для несовершеннолетних преступников недалеко от Полтавы. Он руководил ею с 1920 до1928 года и постигал педагогику перевоспитания в боевых условиях, как солдат на поле боя.

Что двигало этим человеком? Ведь было очевидно, что своим решительным поступкомон ставит крест на спокойной размеренной жизни. Может быть, та самая активная жизненная позиция, о которой стало немодно говорить в последнее время?

В начале 20-х в России, пережившей революцию и гражданскую войну, насчитывалось более7 миллионов беспризорных детей. Они представляли собой огромную социальную бедуи опасность. В борьбу с детской преступностью и беспризорностью огромный теоретическийи практический вклад внёс А.С. Макаренко.

Изобретённая им система перевоспитания полезным производительным трудом в коллективепревращала сборище малолетних преступников в дружную сплочённую команду. В колониине было охраны, заборов, карцера. Самым суровым наказанием был бойкот, к которомуприбегали крайне редко. Когда под конвоем доставляли очередного беспризорника, он бралребёнка и категорически отказывался принимать его личное дело. Это известныймакаренковский принцип авансирования хорошего в человеке! «Мы не хотим знать о тебеплохого. Начинается новая жизнь!»

В эти цифры трудно поверить, но факт - вещь упрямая. Через руки Макаренко прошло более3000 беспризорников, и ни один (sic!) не вернулся на преступный путь, все нашли свою дорогув жизни, стали людьми. Таких результатов не удавалось добиться ни одному исправительному учреждению в мире. Не зря его называют не только теоретиком, но и практиком массовогои быстрого перевоспитания.

Макаренко был уверен, что только труд по душе, а не пошив рукавиц и клейка коробочек способствует успешному перевоспитанию. С 1928 до 1936 года он руководит трудовой коммуной им. Дзержинского и с нуля строит два завода по производству электромеханикии фотоаппаратов ФЭД, т.е. хайтека своего времени. Дети смогли освоить сложные технологии, успешно работали и выдавали продукцию, пользующуюся огромным спросом. Смело, не правда ли? Попробуйте представить себе колонию для малолетних преступников, которая производит антивирусные программы или компьютерные приставки!




Он был удивительным человеком, этот Макаренко. Вчистую освобождённый от воинскойслужбы по причине слабого здоровья - врождённый порок сердца, ужасная близорукостьи ещё целый «букет» болезней - любил военную форму, дисциплину, армейский порядок.

Имея совершенно непрезентабельную внешность - круглые очки с толстыми стёклами, большой нос, тихий хриплый голос - пользовался успехом у красивых женщин. Его, немногословного и медлительного, обожали воспитанники и так ревниво к нему относились, что он решил не жениться, чтобы их не травмировать. Кстати, так и сделал: только оставив педагогическую работу, он расписался со своей гражданской женой.

Любил детей, но к несчастью не имел своих, однако воспитал двоих приёмных. Девочка, дочь родного брата, белогвардейца, успевшего эмигрировать во Францию, стала впоследствии матерью известной актрисы Екатерины Васильевой. А с любимым братом он поддерживалотношения до 1937 года, пока жена, измученная постоянным страхом ареста, не потребовалапрекратить переписку.

Он умер от разрыва сердца в возрасте 51 года, и это был тяжёлый удар для мировой педагогики. Систему Макаренко изучают и ценят во всём мире. Так, в Японии его работы переиздаются массовыми тиражами и считаются обязательной литературой для руководителей предприятий. Практически все фирмы строятся по лекалам трудовых колоний Макаренко.

А воот в Россию, на родину, его система возвращается в виде зарубежных методик «мозгового штурма», «умения работать в команде», «тим-билдинга», «повышения мотивации сотрудника». Всё это усердно изучается на всевозможных тренингахи семинарах, притом за немалые деньги. А может, проще вернуться к первоисточникам?

Нарушая законы жанра, я, к сожалению, не могу ответить на вопрос, поставленныйв заголовке статьи. Пусть он присоединится к двум другим любимым вопросам русской реальности «Что делать?» и «Кто виноват?». Думаю, что обсуждение Профессионалов -подскажет)

PS По поводу украинских спекуляций на его национальности. Кто читал Педагогическую поэму,у того вопросов нет - там позиция самого Макаренко относительно «самостийных» четкаи двусмысленно нетолкуема. Сохранились и письма самого А.С. Макаренко с упоминанием по данному вопросу. Так, в письме А.М. Горькому из Харькова от 5 октября 1932 г. АнтонСемёнович пишет: «Дорогой Алексей Максимович. […] И ещё одно - мне надоела Украина, ибо я всегда был просто русским человеком, а Москву люблю.»

Национальность Макаренко не была тайной и для его современников. Так, в прощальномслове от Союза советских писателей БССР прямо сказано: "Союз советских писателей БССР выражает своё глубокое соболезнование по поводу безвременной смерти талантливого русского писателя, орденоносца Антона Семёновича Макаренко, автора выдающихся произведений, широко известных белорусскому читателю. 
Правление Союза Советских писателей БССР"

Игорь Цесельский
via matveychev_oleg

русские гении, русские патриоты, социализм, СССР

Previous post Next post
Up