Ранее я уже писал о том, что этнонационализм на протяжении последнего времени стал главной и всевозрастающей угрозой политической стабильности, а порой и территориальной целостности большинства государств.
Временами национальная борьба принимает чрезмерно радикальные формы, как например геноцид тутси в Руанде. Этнические чистки в более мелком масштабе -- отнюдь не единичное явление. Можно вспоминать Бирму, Уганду, индийский штат Джамму и Кашмир, Ирак, ту же бывшую Югославию. А уж сколько примеров, когда этнонационализм вносит не такую сильную, но вполне ощутимую политическую нестабильность, можете догадаться сами. Да, крупномасштабное насилие виднее в странах третьего мира, но и в развитых западных государствах предостаточно проблем: Канада, Дания, Великобритания, крайне тяжелая ситуация в Бельгии. Стоит ли говорить о том, что решенный компартией национальный вопрос в СССР, оказался решенным по-советски, сиречь вовсе не решенным.
Зачастую обсуждение национализма крайне затруднено из-за путаницы в терминологии.
Слишком часто национализм представляют как преданность государству, но не нации. Отчасти это объясняется известным мнением, что национализм делает государство главным фокусом преданности людей. Вот тут то и кроется главная ошибка, ибо национализм вовсе не обязан служить государству. Необходимо отметить, что и оперировать вполне четко определенным термином государство проще и удобнее, нежели аморфным понятием нация. Более того, последнее зачастую заменяет первое. Вот почему взято название ООН, когда по сути это организация государств, а не наций? Вот какое отношение имеют народы к МВФ? Национальный доход, национальные богатства, национальные интересы -- везде заметна подмена понятия государство нацией. А если вспомнить национализацию? Если в государстве только одна нация, то подобная подмена не существенна, только вот на практике, за редким исключением, приходится говорить вовсе не об одной нации, а иногда даже о сотнях.
Следует четко понимать нетождественность терминов этническая группа и нация. Без национального самосознания индивидов этнической группы нации не существует. Однако термин этническая группа хорош тем, что объединяет как нации, так и потенциальные нации. Резюмируя, этническая группа может быть определена извне, нация же обязана быть определена изнутри.
Разумеется, каждая нация обладает вполне осязаемыми характеристиками, и может быть охарактерезована например в терминах численности, религиозных верований, лингвистики и другими вполне конкретными факторами. Но ни один из этих факторов не является необходимым для сохранения нации. Можно потерять родной язык, но сохранить национальное самосознание. Ирландские националисты 19 - начала 20 в. тесно связывали язык и национальную идентичность, однако попытки воскресить гаэльский язык после обретения независимости потерпели фиаско. Но едва ли приходится говорить о потери национального самосознания среди ирландцев!
В заключении не могу не отметить, что несмотря на то, что пока неудается объяснить сущность национализма, это не должно являться препятствием для его понимания. Ведь даже в такой материальной области, как медицина можно изучать симптомы и методы лечения болезней, оставаясь в неведении о их причинах.