Бюргеры - это горожане, но не совсем те горожане, которых я всегда в этом блоге описываю, как положительных героев по сравнению с идейной деревенщиной - варварами, рвущимися обрушить цивилизацию, которая всегда и везде бывает только одного вида - городской цивилизацией.
Но на самом деле горожане далеко не идеальны. Вообще, надо раз и навсегда признать, что никто не идеален, все страты и прослойки общества имеют свои сильные и слабые стороны. Когда на общество снисходит осознание этого факта, жить становится лучше всем, так как у граждан начинает проявляться природная толерантность к недостаткам друг друга.
Так вот: бюргер - это изнанка, черная сторона высокоразвитого сознательного горожанина. Бюргер - это мещанин с брюшком, дующий пиво перед телевизором с футбольным матчем и воюющим с дивана в интернете. Но бюргер уже и не плебей, не "городская деревенщина", которой нечего терять, кроме своих зубов. Бюргер оброс жирком, у него уже кое-что есть: диван, семья, счет в банке, планы на летний отдых в Турции. Бюргеру есть что терять. И бюргер, несмотря на то, что он обычно довольно гаденький в реале, и особенно, в виртуале, имеет одну важную особенность: в отличие от плебея, он не хочет воевать. То есть, он, конечно, хочет воевать - но не слезая с дивана. Нежелание бюргера отказываться от комфорта - именно на этой важной особенности держится стабильность любой городской цивилизации.
Посмотрите на Европу и на Америку: мало кто замечает удивительную вещь: в этих частях мира уже больше 70 лет нет войн. А ведь это далеко не гомогенные пространства. В Европе и в Америке шли жесточайшие войны, порой столетние, когда воевали все со всеми. А теперь европейцы и американцы вдруг перестали воевать на своей территории, хотя противоречия, разумеется, остаются. Что удерживает их от войн уже много десятилетий? Только критическое количество городов с отяжеленным комфортом бюгерством. Бюргер не хочет воевать - он хочет делать деньги, заниматься бизнесом или просто паразитировать на городской цивилизации, лежа на диване.
Только комфорт - блага городской цивилизации в достаточном количестве - могут стабилизировать общественную систему от внутренних потрясений. Городскому или сельскому плебею не хватает комфорта, у него нет возможности его достичь, кроме как через масштабные переразделы общественных благ - революции и войны.
Рассуждая обо всем этом, я веду к одной простой мысли: от войн - и в частности, от назревающей в данный момент войны - государство может удержаться только, если нежелание бюргера воевать перевесит воинственность плебса. А для этого, как можно легко понять, нужно, чтобы бюргеров было численно больше, чем плебса, иными словами, чтобы городская цивилизация превалировала над сельской. И Россия вместе с Украиной уже постепенно приближаются к этой критической точке "цивилизационного баланса". Вот, например, в
статье "Как жители России относятся к Украине, Путину и войне" приведены цифры Левада-центра, где хорошо видно, что россияне в целом не хотят воевать.
Об этом же "нежелании воевать" постоянно говорят политики. Вот, например, я зашла в инстаграм Жириновского, и увидела его последнюю запись: "Запад не хочет воевать, мы тоже не хотим. Но они не смогут воевать, а мы сможем. Не будем, но можем. Они отступят, потому что они боятся, не хотят терять сытую жизнь." Это типичное заявление развращенного политика, обращенное ко всегда воинственному плебсу. Плебс, разумеется, всегда с удовольствием вскакивает на клич кого-нибудь пограбить и поубивать "в интересах революции".
Поэтому, товарищи с обеих сторон границы, молитесь, чтобы в вашей цивилизации преобладал городской элемент, который смог бы выступить балластом для агрессии вечно жаждущего войн плебса, и может быть, война обойдет вас стороной. Хотя, к сожалению, гораздо вероятнее, что российское бюргерство до сих пор является носителем менталитета плебса - и тогда очень возможна ситуация, в которой Гитлер консолидировал вокруг себя немецкое новорощенное бюргерство, только-только вылезшее из лачуг в городские квартиры после поражений в Первой мировой войне.